На кануне 2013 года мне с женой удалось купить очень дешевые билеты до Найроби. К тому времени у нас была традиция встречать новый год за пределами РФ. Ознакомившись с информацией о Кении и соседних странах, решено было двигаться в Танзанию, ибо дешевле, более широкая география для сафари, г. Килиманджаро, о. Занзибар и т.д.
Ценник восхождения на Килиманджаро колебался в районе 1000-1500 долларов на человека, соответственно на двоих 2000-3000$, что было для нас неприемлемо за холм высотой 5895 м. Заранее собрали насколько смогли подробную информацию о Килиманджаро, связались с соратниками, которые лет десять до нас ходили с севера, нашли приблизительно эту точку на карте, забили в gps. На гуглемэп сверху все казалось просто, была тропа максимально подходящая к подножию, затем 1-2 км какой-то растительности, а дальше каменистая местность с умеренным уклоном до вершины. На восхождение заложили дней 5 (надеялись зайти за 2-3 дня + 1 день на спуск), состав вещей был на уровне походного, кроме хорошего газа, слегка теплые вещи, зимние спальники, кроссовки.
Из аэропорта Найроби (Кения) прыгнули на местный "локал бас" и двинулись до г.Аруша (Танзания), в дороге познакомились с местной танзанийкой, у которой остановились на пару дней. Немного акклиматизировавшись к Танзании, двинулись в сторону Килиманджаро. Проехав часть пути в местном автобусе, дальше двинулись автостопом. Мы двигались со стороны Моши и пошли левее на север Килиманджаро. Стоп был так себе, машин по этой грунтовой дороге почти не было (2-3 машины за день). Много шли пешком, было очень жарко, изредка встречались деревья, где можно было отдохнуть.
До северной части Килиманджаро мы добирались пару дней, хотя расстояние там в районе 100 км. В итоге мы остановили миниавтобус, где народ висел на дверях и сверху был завален вещами (подобное я раньше видел в Индии). Каким-то чудом сверху нашлось место и нашим рюкзакам, и непонятным образом мы втиснулись в этот автобус. В автобусе познакомились с англоговорящим местным парнем, который по счастливой случайности ехал до той точки куда нам и надо.
Так мы попали в удаленную от цивилизации маленькую деревню, где не было электричества, где впервые видели белых и где обитали настоящие масаи. Масаи охраняли местные огороды от нашествия слонов, львов, жирафов и других крупных животных, которые периодически приходили с национального парка Кении. Вечером, по традиции вновь прибывших гостей, для нас зарезали маленького козленка и чуть поджарили. Масаи пили теплую кровь и с жадностью высасывали копытную жидкость. Мясо было недосоленным и недожаренным, но как нам объяснили отказываться от пиршества нельзя, иначе глава семьи обидится. Спасибо этому дому за приют и интересные рассказы о традициях и трудностях жизни местного населения.
Утром, мы узнали, что никаких троп с этой части подножия нет, что за последние несколько лет растительность очень загустела. Мы все таки добрались до той точки, где когда-то проходили российские ребята. После нескольких часов попыток найти хоть малейшее окошко в этих джунглях, мы приняли решения двигаться дальше по кругу вокруг горы в поисках возможности пролезть через жуткие дебри. Таким образом, мы двигались все ближе к восточной стороне Килиманджаро и приближались к попсовой тропе "Ронгаи". За пару десятков км до этой тропы нам наконец-таки удалось продвинутся в глубь. Мы нашли речку-ручей и по ней двинулись вверх.
Местность была приятной, были большие холмы, леса, встречались сельскохозяйственные поля, мы медленно, но уверенно двигались в сторону вершины. По пути мы встречали пару неприятных парней, которые хотели денег и наших вещей и которые долго ходили за нами, при этом в округе не было ни души. В конце концов мы опять уперлись в непроходимые джунгли и по традиции двинулись левее. После нескольких часов ходьбы мы столкнулись с узкой речкой и большим течением. В поисках переправы на другую сторону реки, мы встретили небольшую компанию молодых ребят, которые с радостью согласились нам помочь переправиться на противоположную сторону. Через несколько минут, они нас привели в большому дереву, переброшенному через речку, и помогли нам перебраться на другой берег. Как оказалось в дальнейшем, эти самые добрые ребята нас и сдали, дабы получить большое денежное вознаграждение.
Расставшись с ребятами, мы двигались дальше вверх с небольшим отклонением на восток. Смеркалось… мы вышли на цивилизованную тропу, было понятно, что это «платная» тропа с оформленными ступенями. Т.к. уже стемнело, мы решили двигаться в верх в надежде проскочить лагерь и где-нибудь поставить палатку вдали от тропы. Но тут нам навстречу в прыпрыжку выскакивает счастливый рейнджер с АК-47 на плече, а счастливый он потому, что за каждого пойманного белого халявщика причитается огромная премия!
Улыбчивый рейнджер сообщил нам, что мы находимся на территории национального парка и спросил нас: «А где же ваши гиды, повара и носильщики?». Ну а дальше попросил нас спуститься с ним в отделение полиции. Я сказал, что сначала мы сходим на вершину, а потом будем разбираться с ним. Он долго шутил и смеялся над моими словами, пока мы не взяли рюкзаки и пошли дальше верх по тропинке. Через несколько минут его счастливое лицо изменилось на возмущённое. Он продолжал за нами идти и бубнить себе под нос, что это невероятно, и как это так мы его не слушаем, и что у него есть настоящий автомат.
Так мы дошли с ним до лагеря, там были приличные домики, палатки, сидели пьяные туристы и мы подошли к домику рейнджеров. Наш сопровождающий пошел внутрь, позвать на помощь коллег и заодно поделиться новостью о скорой премии.
Но не тут-то было, по дороге я присматривал варианты отхода. Как только наш отважный патруль зашел в домик, мы быстренько накинули рюкзаки и рванули вверх по тропе, пробежав метров 200, мы свернули с тропы и полезли в кустарники-джунгли. Это были реально непроходимые кусты, в результате нам с огромным трудом удалось продвинутся метров на 20 перпендикулярно от дороги, и мы нашли маленькую полянку размером 3 х 3 м, там и поставили палатку. Всю ночь рейнджеры (по звукам, человек 10) метались туда-сюда с фонариками и дикими выкриками.
Так мы прожили пару дней, было скучно, т.к. у нас было лишь пару кв.м., за пределы которых выйти было невозможно. Все эти дни рейнджеры метались вверх-вниз и днем и ночью. На 3-й день, дождавшись ночи, мы собрали рюкзаки и решили идти в сторону вершины. Ползли на четвереньках, сквозь эти заросли, и вдруг раздалась очередь АК-47…. Нас спалили!!!
Прибежали несколько рейнджеров с автоматами, направленными на нас, в добавок было несколько гражданских с дубинками в руках, агрессивно настроенных. Выбора не оставалось, пришлось спустится вниз.
У подножия нас ждала целая машина военных. Поставили на колени, руки за голову, возле головы дуло автоматов, из рюкзаков все грубо и небрежно вываливали на мокрую землю. Чувство, будто ЦРУ взял наркокортель. Дальше нас швырнули в машину и под четким присмотром привезли в ближайшую тюрьму. Там отобрали вещи, паспорта, закрыли в клетке и дали ведро воды. Мы выпросили горелку и приготовили бомжовку и чай. Так прошла наша первая ночь в африканской тюрьме.
На следующий день нас перевезли в более крупную тюрьму, но там не знали что с нами делать и отправили дальше – еще в большую тюрьму в г.Моши. Там по всей строгости с описью отобрали все вещи, паспорта, сняли отпечатки пальцев, сделали фото с тюремными номерами. Т.к. с английским оказалось в участке туго (следователи немного говорил по-английски), да и мы сами так себе. Они написали свою версию объяснительной на суахили и дали нам на подпись. Конечно же мы их не подписали. Далее мы сами написали нашу версию на английском и тупо перевели на суахили в гугле-транслейт. Хохот в участке стоял целый день. Этот листочек они носили из отдела в отдел и всеми угорали над переводом.
Последующие дни мы безуспешно пытались обратиться к помощи нашего посольства, на что они ответили «к сожалению, мы ничем не можем вам помочь. Опираясь на предыдущий опыт с аналогичной ситуацией, вас посадят где-то на год. Мы постараемся через полгода перевести вас в российскую тюрьму или хотя бы как-то депортировать в Россию.» Качать свои права там было бесполезно. Пару раз приезжал серьёзный директор национального парка Килиманджаро, беседовал с нами, предлагал нам заплатить 3000$ за попытку незаконного восхождения, но более чем 100$ мы ему не могли предложить, на этом мы разошлись. Следователи оказались хорошими понимающими ребятами, они водили нас в город и угощали завтраками. Они не в состоянии были нам помочь, т.к. доход от восхождения на Килиманджаро составлял 90% от общего бюджета страны.
Так прошли дней 5.
Суд назначили на 1 января.
31 декабря снова приехал директор парка и пообщавшись со следователями сделал нам предложение купить билеты на посещение входа в парк (что-то около 100-150$). Настроение у нас было так себе, новый год на носу и ближайшие перспективы не радовали и мы согласились. Нас отвезли ко входу в парк, мы купили билеты и нас отвезли обратно, после всех формальностей, нам вернули вещи и мы пошли готовиться к празднику Новый год с уже более приподнятом настроением.
P.S. Когда мы общались со следователями, они говорили, что раньше частенько попадались такие как мы, и их, как правило, отпускали из-за не столько строгого нарушения закона. Но со временем таких людей становилось все больше из-за сарафанного радио и в результате правительство приняло решение сажать туристов-нарушителей, чтобы не плодить халявщиков. С тех пор все стало гораздо строже.
После этого случая, я не рекомендую пытаться взойти на Килиманджаро подобным путем (даже если вы пророете тропу с севера), если у вас конечно нет кучи свободного времени и вы любите экстрим.
Может где-то что-то не точно описал, т.к. прошло уже много лет. Да простят меня критики.
Автор текста: Павел Козлов, давний друг и соратник группировки SKYTRAMP.