45K подписчиков

Факты о белорусских тракторах, которых вы могли не знать

6,3K прочитали

Существовавшая при СССР плановая экономика, привела к тому, что при распаде страны, большинство крупных заводов и предприятий, потеряв посредников и поставщиков, тоже обанкротились.

Предприятий, которые не только сумели выстоять в трудное время, но и продолжить выпуск техники, можно пересчитать по пальцам.

Существовавшая при СССР плановая экономика, привела к тому, что при распаде страны, большинство крупных заводов и предприятий, потеряв посредников и поставщиков, тоже обанкротились.

Минский тракторный завод не только выдержал экономический крах страны Советов, но и продолжает выпускать сельскохозяйственную технику, технические характеристики которой ни чем не уступают зарубежным аналогам.

Сейчас мало кто помнит, как появился тракторный завод. Возникает много спорных вопросов, относительно того, когда был налажен выпуск техники, какой она была, и что вообще происходило такого, о чем сейчас многие забыли.

Малоизвестные факты о Минском заводе, действительно весьма интересны, но все они достоверны и их легко можно проверить.

Когда завод был построен и по чьему указанию

По личному указанию Сталина по всей стране, в том числе и в Белоруссии, в 1939 году было одновременно начато строительство 10 авиазаводов.

Сроки, отведенные на строительные работы, были очень жесткими, всего один год, и причиной такой поспешности становилась реальная угроза нападения со стороны Германии.

Существовавшая при СССР плановая экономика, привела к тому, что при распаде страны, большинство крупных заводов и предприятий, потеряв посредников и поставщиков, тоже обанкротились.-2

Сталин упорно не хотел верить, что Гитлер нарушит данное им слово о ненападении на Советский Союз, но от различных источников все чаще приходила информация, что Германия усиленно готовиться к войне.

Отец всех народов, как его тогда любили называть, скорее всего, решил перестраховаться и укрепить военную мощь страны.

На строительстве Минского авиазавода участвовало более 10 тыс. рабочих, которые, для того чтобы не сорвать стройки строительства, трудились в несколько смен.

Существовавшая при СССР плановая экономика, привела к тому, что при распаде страны, большинство крупных заводов и предприятий, потеряв посредников и поставщиков, тоже обанкротились.-3

Перед началом войны уже были готовы несколько цехов, хотя сам завод еще не достроили.

После того как немцы с боями покинули Минск, практически сразу же было продолжено строительство завода, но по решению правительства вместо того чтобы выпускать самолеты, заводу предстояло собирать сельскохозяйственную технику.

Белорусский трактор, когда была выпущена первая модель

С самого начала при строительстве завода один из цехов планировали сделать экспериментальным. Именно здесь в 1949 году был спроектирован и собран первый белорусский трактор.

Существовавшая при СССР плановая экономика, привела к тому, что при распаде страны, большинство крупных заводов и предприятий, потеряв посредников и поставщиков, тоже обанкротились.-4

Испытательный образец МТЗ-2 планировали запускать в серийное производство, но произошло это событие только в 1953 году.

Причиной, почему так долго трактор не запускали в серию, стали длительные испытания.

Самое интересное, что над созданием трактора трудился исключительно коллектив заводского КБ. До этого времени разработкой тракторов занимались инженеры Липецкого и Ленинградского тракторных заводов.

Существовавшая при СССР плановая экономика, привела к тому, что при распаде страны, большинство крупных заводов и предприятий, потеряв посредников и поставщиков, тоже обанкротились.-5

Почему белорусским инженерам доверили самостоятельно работать над технической документацией, а по завершению проектирования собственноручно собрать испытательные образцы, даже сегодня вызывает недоумение многих.

В то время страна крайне нуждалась в сельскохозяйственной технике, и дорог был каждый день.

Тем не менее, белорусским инженерам дали довольно много времени на создание и доработку техники, которую в дальнейшем выпускал Минский тракторный завод.

Как придумывали название первому трактору

Это как раз тот редкий случай, когда назвать первый экспериментальный образец, который позже стали выпускать серийно, было поручено коллективу завода.

Работники завода решили назвать первый, созданный коллективом инженеров трактор, «Беларусь» и очень гордились тем, что их решение было утверждено руководством завода и страны.

Трактор МТЗ-2 на постаменте у проходной Минского тракторного завода
Трактор МТЗ-2 на постаменте у проходной Минского тракторного завода

Самая известная модель трактора, выпускаемая Минским тракторным заводом

Практически вся техника Минского тракторного завода получилась удачной, и все же, благодаря модели МТЗ 80/82 о белорусских тракторах узнал весь мир.

Существовавшая при СССР плановая экономика, привела к тому, что при распаде страны, большинство крупных заводов и предприятий, потеряв посредников и поставщиков, тоже обанкротились.-7

Эта модель после ряда модернизации начала серийно выпускаться в 1974 году, где часть партий распределялась на внутреннем рынке страны, а часть на экспорт, в страны Европы и Америки.

В 1975 году модель МТЗ-80 «Белорус» Государственный комитет по науке и технике СССР присвоил звание «Лучший трактор года», а Л.И. Брежнев лично поблагодарил заводчан с этим достижением.

Трактора-универсалы

Модели, выпускаемые Минским тракторным заводом, отличались от другой советской техники тем, что завод, кроме тракторов, выпускал и прицепные устройства к ним.

При необходимости трактор, с помощью навесного оборудования, кроме обычных функций, мог выполнять самые различные работы.

Существовавшая при СССР плановая экономика, привела к тому, что при распаде страны, большинство крупных заводов и предприятий, потеряв посредников и поставщиков, тоже обанкротились.-8

Навесные лопаты, краны, снего-пылеуборочные щетки и даже гидравлические подъемные корзины, это далеко не полный список элементов прицепных устройств, которые изготавливались специально под модели белорусских тракторов.

Благодаря этой особенности трактор можно было использовать в самых различных направлениях: сельское и коммунальные хозяйства, на строительных работах в качестве вспомогательной техники.