Найти тему
Юрий Машинов Шторм

Буртасы: эрзя, чуваши, татары или евреи?

Во первых строках прошу прощения подписчиков. Их у меня на сегодня не так уж и мало – 402, хотя мой канал на Дзене открылся совсем недавно. Но вот больше месяца не выходил на связь. Были причины. Какие? Объясню по ходу действий. И даже попрошу совета у бывалых людей. Но начнем с повестки дня.

Моя последняя статья называлась так: «Родная кровь: чуваши, татары, евреи, гунны...». Публикация вызвала 867 комментариев и 638 ответов. Огромное спасибо!!!.

К публикации прикладывалось фото – фронтовая карточка времен ВОВ: три бойца с орденами на груди – старшина, сержант и рядовой. Владелец карточки под ником Радли Ж обратился к коллеге под ником P.petrrw:

– Найдите на снимке татарина! Один из троих мой бабай (дедушка) родной - татарин. Кто тут похож на узбека или на казаха? Вы сначала свой род изучите. Я, в отличие от Вас, знаю свой род до 13 века – и могу всех поимённо назвать!

Пока что только два читателя взялись за идентификацию, якобы, татарин тот, который крайний справа. Я, автор сих строк, сомневаюсь. Я, чуваш, за свою жизнь плотно контактировал с татарами казанскими, астраханскими, сибирскими, только с крымскими не приходилось общаться. Все люди разнотипные. Сибирские татары очень даже различаются.

Вот татары уватские. Обитают на южном берегу озера Большой Уват. Это так называемая территория Заболотья. Тут три населенных пункта: Вершинская, Осиновская, Одинарская. Мужики, с кем приходилось взаимодействовать, большие, плечистые. Много светлых великанов с европейскими чертами лица и голубыми глазами. Газеты подчеркивают: здесь живут сильные духом люди.

Так как в основном тутошный народ в основном отрезан от «большой земли», то сохранил самобытность. Кстати, тут до недавних пор, даже пиво не потребляли.

За три месяца действия зимников доставляли в деревни топливо, стройматериалы, муку, соль, сахар. А далее полное самообеспечение. Народ в основном занят рыбоводством и промыслом «живого серебра». Заболотье богато «залежами» клюквы, брусники.

Что характерно, народ Заболотья никогда не жаловался на свое житье-бытье. Ну, существовала областная программа содействия этому люду.

В сое время – давно – я интересовался национальным составом трех большеуватских сел и деревень. Значит, так: 97 процентов – сибирские (уватские) татары, несколько русских, и один еврей.

Однако пора возвращаться к моей последней публикации. Про родную кровь. Повторюсь, получил 867 комментариев. Приведу только два из них. Вот замечание читателя под ником P.petrrw:

«Татарину брат по крови, культуре, языку предкам каракалпак, узбек, казах, башкир и т.д., но никак не булгар. Татарина не отличишь от жителя средней Азии. Всё, что у татар есть булгарское, отобрано их предками у предков чувашей».

Немедленно следует ответ нашего друга под ником Татарин, но не очень злой:

«Я многократно пытался получить ответ на два своих вопроса у многих чувашских "патриотов", утверждающих, что "чуваши - единственные потомки волжских булгар". Но ни разу не получил четкого и ясного ответа».

Сюда я хотел бы добавить информацию, выставленную на Дзене каналом Под зонтиком:

«Нашла внутри Башкортостана целую деревню чуваш, живущих как в советское время.Деревня Новый Урал Куюргазинского района. Дома построены у дороги не случайно, здесь в свое время проходил тракт Уфа-Оренбург. Все утопает в зелени, деревья и кустарники получают влагу от протекающей за населенным пунктом речкой Тумансы, рядом с которой есть и небольшой пруд. А дальше — золотые поля, отдыхающие после осенней уборки. Посмотришь, люди живут, словно в другой эпохе: деревянные заборчики, небольшие дома со ставенками, и нет ничего лишнего».

А еще на этом же канале обнаружил упоминание о чувашских мельницах. Приятно вспомнить. Последняя точка вроде бы явилась мне кнопкой машины времени, вернувшей меня в детство.

За нашим огородом в деревне Чирш-Шинеры струится речка. Вытекает она из леса – дубрава с груздями и орешником. Тут помогаю бабушке Евдокии присматривать за стадом водоплавающих. Но упустил из виду уток – уплыли. Далеко могут уплыть: наша речка впадает в реку Большой Цивиль. А уж Цивиль-то – приток Волги.

Уток находим за плотиной водяной мельницы. Она находится на краю деревни... с детства запомнилась как Черкассы. Потому что, наверное, в том украинском городе живет мой дальний родственник – дядя Вася Трофимов. Рядом с нашей деревней имеется и мельница с крыльями, ветряная – в деревне Ишлей. А деревню с мельницей водяной называют не Черкассы, а Шоркассы.

Момент уточнил вот о пять минут назад: восстанавливая память , нашел в Сети географическую карту Вурнарского района. Шоркассы есть, заодно наткнулся на населенный пункт Буртасы. Оказывается, в Чувашии имеются еще два городка с таким же названием – Буртасы: в Урмарском и Яльчикском районах.

С чего бы это, в небольшой по территории республике сразу три поселка с одинаковой вывеской? Что ж, обращаюсь к Википедии. Вот что вычитал:

«Буртасы – племенное объединение. Располагавшееся по правому берегу средней Волги... Буртасы оказали влияние на этнокультурное развитие Среднего Поволжья – волжских булгар, татар (в первую очередь татар-мишар), мордвы и других.... Историк Г.Н. Белорубкин считает буртасов предками чувашей, татар-мишарей и части башкир».

Выхолит, на происхождение и развитие народов Поволжья следует смотреть под другим ракурсом. Ну да, мы много чего писали на эту тему. Знаем, что чуваши считают великого полководца гуннов Аттилу почти своим родственником. Правда, больше его уважают венгры – так император держал штаб-квартиру именно на территории современной Венгрии. Почему Аттила великий? А потому что разгромил Империю Римскую.

Конечно, своим предком чуваши рассматривают Котрага, основателя Волжской Булгарии. Котраг – один из сыновей хана Кубрата, правителя Великой Болгарии. В Чувашии Котрагу установлен памятник: вот он на лихом коне. Фото памятника каждый раз ставлю в конце стать и в качестве иллюстрации. Не надо забывать хорошего человека.

О роли буртасов в истории человечества тоже надо знать. Кто они: финно-угры, т.е. мордва и марийцы, выходцы из Ирана, мусульмане по вере? Толки разны. Однако имеется в России уникальный музей имтоии и культуры народа буртас – это в селе Сканово, что недалеко от города Наровчат Пензенской области.

Словом «буртас» в летописях и документах Российского государства обозначали ведийских славян до принятия ими христианства.

Тут сделаем небольшое лирическое отступление. Кто такое грузины? Да, граждане республики Грузия. По национальности грузины – это аджарцы, мегрелы, сваны, лазы, имеритинцы, ингилойцы, ферейданцы, чвебуры, имерхевцы.

Гунны – тоже общее понятие. Гунны – это джунгары, булгары, аланы, древние славянские племена – русичи. Понятно, и буртасы были в этой массе. В эпоху великого переселения гунны образовали Великую Болгарию. Со временем отсюда часть болгар двинулась на Дунай, друга часть – на Волгу. Полагаю, в Волжской Булгарии соседствовали как булгары, так и буртасы. Более продвинутые буртасы – по сегодняшней терминологии – взяли шефство над булгарами.

Знатоки - историк так характеризируют буртасов: занимались земледелием, выращивали хмель, разводили свиней, не на посследгем месте бортничество – мед добывали. Женщины обладали свободной волей, девушки сами выбирали женихов. По праву чувашских девушек называли амазонками. И вообще территория Чувашии на древних картах обозначена как Амазония. Все шибко смахивает на способности и характер чуваш. Смело выдвигаю собственную гипотезу: чуваши – они и есть бывшие буртасы. Ну, не мог же народ исчезнуть бесследно.

Земляки помнят предков: не зря же три населенных пунктов чуваши носят имя Буртасы.

Это я, автор, высказал личное мнение. На сегодняшний день нет точных сведений об этнопринадлежности этого народа. Однако, есть несколько предположений происхождения народа буртасов и это: алано-асская, тюркская и финно-угорская. Из этих трех версий финно-угорская является наиболее популярной: мордовское население ближе к буртасам. Опять-таки гипотеза.

Ученые выдали на-гора и другое любопытное предположение. Путешественник из Ватикана в сане архиепископа Плано Карпини о них писал: "Буртасов называют евреями, так как они бреют головы". Иранский географ Ибн Руста в своей книге «Аль-А'Джак ан-нафисе» так писал о буртасах: "Они храбрые и героические люди. Их вероисповедание похоже на огузское. Они светлые, с прекрасным видом, объемные. "

Буртасов считали иудеями просто по причине их хазарского подданства, хотя таковыми они могли и не являться. Иудеями, возможно, была какая-то часть народности, вероятнее всего, их правящая прослойка.

В пользу иудейства буртасов существует лишь одно свидетельство. В XIII веке Джованни Плано Карпини – уже в ранге папского посла – информировал свое руководство, что монголы увели к себе много пленных буртасов. Но самое важное не это, а то, что в письме он именует пленных иудеями. Насколько верно папский посол оценил тогда ситуацию, сейчас доподлинно неизвестно, ведь в последних русских упоминаниях о буртасах говорится, что их религиями были либо ислам, либо православие.

Утверждают, что Владимир Жириновский был не против того, что в Пензенской области его причисляют к потомкам древних буртас.
Я, автор, сам почувствовал себя потомком буртасов. А что? Ведь буртасы, как подчеркивалось двумя абзацами выше, светлые, храбрые и героические люди, с прекрасным видом. Так держать, чуваши, равно татары и башкиры! Якобы, и в марийцах течет кровь буртасов.
Возник повод вспомнить о марийцах. В их столице – Йошкар-Оле – проводился последний чемпионат России по авиамодельному спорту. Парни из Тюмени заняли весь пьедестал почета. За последние десять лет тюменские спортсмены во всероссийских соревнованиях завоевали 21 золотую медаль, 17 – серебряных, 17 – бронзовых.

Зачинателем движения стал Юрий Александрович Щеголев. Он собрал команду из почти беспризорных мальчишек под крышей Станции юных техников. Впоследствии все они стали инженерами. А один из воспитанников – участников события – стал заместителем министра энергетики Российской Федерации.

– Что за событие? – спросит читатель.

Я отлил очерк о наставнике, опубликованный в двух номерах газеты «Тюменская правда». Значит, так. Подростки не ограничились строительством моделей истребителей, заодно учились кино-фотоделу. Освоили камеру и решили отснять фильм. Дальше цитирую газету: «Юные кинематографисты написали, как водится, сценарий. На кастинговой основе распределили роли. Так как фильм должен быть художественным и эпохальным».

Сняли кино. В нем в частности изобразили директора, цитирую сценарий: «Если Евграф Павлович накладывал на заявление сотрудника станции об оказании материальной помощи резолюцию «бух. к оплате» синими чернилами, то бухгалтерские находили способ не оплачивать. Виза в красном цвете принималась к обязательному исполнению. Зелень означала «по мере возможности» и, как правило, заявитель оставался с носом».

Эти выделенные курсивом шесть строк стали основой судебного дела. Газета рассказывала о событиях 1963 года. Ровно через 60 лет с иском в суд обратилась дочь директора, мол, не было такого, оклеветали отца-директора станции. Требую компенсацию морального вреда.

И заветрелась тяжба. Экспертизу указанных 6 строк проводили больше года. А сколько было судебных заседаний! Знаете, не очень комфортно чувствуешь себя в качестве ответчика. Едва ли старушка – 68 лет – стала инициатором иска. Мы, газетчики, ни разу не видели ее на заседаниях. Представляющий бабушку юрист со специализацией «Жилищное право» затеял кутерьму – чего уж, хотел заработать.

Почти полтора года длилась тяжба. Второй по ходу дела судья отказал товарищам в иске. Областной суд отклонил аппеляционную жалобу.

У нас созрела мысль поддать встречный иск, ведь моральный вред нам, журналистам, нанесен приличный. А сколько времени потеряно нами бездарно. Уверен, среди подписчиков нашего канала имеются сведущие люди. Что подскажете?

В пору, когда готовился к последнему суду, почти в чувашской деревне Горьковка, которая под областным центром, проходил национальный праздник Акатуй. Параллельно торжество можно было видеть в Москве на ВДНХ. С пребольшим удовольствием посмотрел фотографии из разных открытых источников. Огромное спасибо авторам. Обычно я сам иллюстрирую свои корреспонденции. На сей раз, увы, не сложилось...

У кого хватило терпения дочитать текст до конца, открываю фотогалерею. Поехали!

Ансамбль из Нижней Тавды (Тюмень).

-2

Привет от автора!

-3

Кто из них татарин?

-4

Из леса в Буртас.

-5

Мужики из Буртаса.

-6

На рыбалку летом.

-7

Зима.Подледный лов в Буртасах.

-8

С уловом!

-9

На Акатуй в Горьковке.

-10

... и мы туда же.

-11

Чуваши: под русскую гармонь.

-12

Заработали диплом на празднике весны.

-13

На пути к колодцу.

-14

Любовь амазонки.

-15

Москва. Акатуй на ВДНХ.

-16

И снова дома - на Волге!

-17

Как всегда, у колодца

-18

Памятник основателю Волжской Булгарии Котрагу.

-19

Она из Горьковки.

-20

Чувашские спортсмены, серебряные медалисты чемпионата России.