Продолжим про психологические травмы.
Во вторник написала про шоковые травмы и возможность их быстрого исцеления.
Сегодня углубимся в тему длящихся травм или травм развития, когда родители проявляют психологическое или/и физическое насилие над своим ребенком регулярно на постоянной основе.
Для начала хотелось бы развеять иллюзию, что есть какие-то идеальные родители, которые обладают суперспособностью не травмировать своих детей.
Нет, таких не существует.
Все мы травмированы в той или иной степени, все мы в той или иной степени невольно травмируем своих детей.
Но в этой степени и кроется основной нюанс. И связь между травмированностью родителя и насколько он травмирует своего ребенка не линейная.
Можно быть сильно травмированным и предельно бережно относиться к своему ребенку, а можно и наоборот.
Детская травма – это не обида на родителей за то, что не купили игрушку. Часто пытаются детские травмы свести к глупым детским обидам, испытывать которые взрослому человеку негоже.
Детская травма – это последствия регулярного психологического или/и физического насилия над ребенком. Отношение от самых близких людей – родителей, которое детская психика не способна переварить, переработать.
В идеале родители – это те люди, которые создают безопасные условия для взросления своего ребенка.
Когда родители насилием «уничтожают» своего ребенка, у ребенка не остается ничего, кроме как оправдать такое отношение и вписать его в свою норму.
Это приводит к разрушению его личности и искажению внутренних ориентиров (что такое хорошо и что такое плохо в отношении ко мне).
Это приводит к формированию ребенком плохого образа себя. Раз родители относятся ко мне так, значит, я плохой и заслуживаю этого.
Возможно ли быстрое исцеление травмы развития? Нет!
На такое исцеление требуются годы психотерапии с поддерживающим, понимающим, что на самом деле происходит и результативным психологом.
Этот процесс исцеления предполагает, что нужно не только переработать детский травматичный опыт (который в большинстве случаев продолжается и во взрослом состоянии), но и потихоньку воссоздать здоровые подсознательные механизмы, адекватное представление о себе, нормальные внутренние ориентиры и тп.
Это большая и кропотливая работа с несущими конструктами психики.
Останутся ли после исцеления травм развития последствия? Да, конечно.
Но эти последствия можно обернуть в преимущества.
Люди, сильно травмированные в детстве, обладают высокой чувствительностью (она помогала выживать и избегать части насилия) – это бесценное качество для многих профессий.
Также они обладают способностью глубже смотреть на разные процессы и явления.
Вернув контакт с собой, они способны на очень многое.
И это совсем не про «приспособиться жить с травмой».
Алина Королева
Вдохновляющий психолог
Кандидат психологических наук