Скидка автосалона оказалась совсем невыгодной для героя статьи‚ но документы уже были подписаны. Юрист рассказал Сравни‚ что это не первый случай: автосалоны сейчас активно судятся с недовольными клиентами. Вот как это происходит.
Александр (имя изменено по просьбе героя)
согласился на скидку, за которую пришлось бы переплатить
почти полмиллиона ₽
Как автосалон предложил мне скидку
Мне нужно было купить новую машину, и я обратился в известную сеть автосалонов.
Обстановка была приятная, всё сделано для покупателя: менеджеры приветливые, а все услуги оказывают в одном месте, можно оформить кредит, страховку и даже регистрацию в ГИБДД.
Мы в семье решили сдать свой старый автомобиль в трейд-ин. Вырученные деньги использовать как первый взнос, а на остаток взять автокредит.
🚘 Остановились на УАЗ «Патриот», он стоит 2 070 000 ₽.
Менеджер сообщил:
поскольку у нас трейд-ин и автокредит, то можно сделать максимальную скидку. И стоимость машины будет 1 830 000 ₽. Скидка составит 240 000 ₽.
Мы согласились, заплатили 16 000 ₽ за бронь машины и уехали.
Кредитные менеджеры автосалона направили запросы в банки. Один из банков согласился предоставить кредит под разумный на сегодняшний день процент — 17,9% годовых.
Договорились о дате сделки. Мне также позвонил страховой менеджер и согласовал стоимость каско и ОСАГО. Я сказал, что мы оплатим их сами, а не из суммы кредита.
Как меня заманили в ловушку
Наступил день сделки. Мы сдали старый автомобиль, подписали договор его купли-продажи. Дождались перечисления стоимости проданной машины в счёт первого взноса, подписали второй договор купли-продажи.
📑 В договоре было сказано, что в связи с участием в программе салона стоимость машины с учётом скидки равна 1 830 000 ₽. И дана сноска о том, что покупатель с условиями предоставления скидки ознакомлен.
📝 К договору было несколько приложений. По словам менеджера, это были документы технического характера (спецификация, акт приёма-передачи). Мы подписали их, просмотрев по диагонали.
Затем мы оплатили каско и ОСАГО — страховой менеджер сказал, что у нас есть право на отказ от страховки, и показал, что это написано в полисах. Подписали, где нам велели, получили папочку с полисами и пошли уже к кредитным менеджерам.
📝 Тут уже принесли новый комплект документов — по кредиту. Расписались опять же там, «где галочки».
На первый взгляд, всё было нормально: процент согласован, сумма ежемесячного платежа — та, о которой договаривались. Только вот сумма кредита почему-то оказалась больше, чем разница между первым взносом и стоимостью машины.
Менеджер объяснил, что в кредит включено ещё страхование жизни и страховка от полной гибели автомобиля (GAP-страхование). Я не спорил, ведь от ненужной страховки можно отказаться.
📝 Тут менеджер принёс на подпись дополнительное соглашение к договору купли-продажи. Сказал, что оно техническое. Подписали, не читая — мы же верим людям.
Как я обнаружил обман
Пока мы ждали машину, начали читать документы.
😡
Выясняется, что в дополнительном соглашении сказано, что условием предоставления скидки является приобретение у партнёров салона:
- полиса каско на сумму не менее 43 000 ₽;
- полиса страхования жизни на сумму 190 000 ₽;
- полиса GAP-страхования на сумму 90 000 ₽.
Если же покупатель воспользуется правом на отказ от страховки либо решит досрочно (ранее чем через год) погасить кредит, то право на скидку аннулируется, и покупатель должен будет в течение пяти дней возместить салону полученную скидку в размере 240 000 ₽.
💰 Теперь считаем: скидка составила 240 000 ₽, а страховки обошлись нам в 280 000 ₽. Кроме того, страховки включены в сумму кредита, то есть на них будут начисляться проценты, а это 17,9% годовых, как минимум в течение года. За год переплата составит чуть больше 50 000 ₽.
То есть право на скидку в 240 000 ₽ мы приобрели за 330 000 ₽ — и это при условии досрочного возврата кредита через год.
💸 А если предположить, что кредит будем возвращать в течение всех семи лет, то с учётом процентов мы заплатим за скидку 630 000 ₽ (280 000 ₽ + 350 000 ₽).
Что делать с обманной скидкой
Если вернуться к правовой стороне вопроса, то страховку можно вернуть. Этим мы сейчас и занимаемся: подали заявление на возврат двух страховок. И досрочно кредит тоже можно погасить, так как в кредитном договоре и в действующем законодательстве никаких ограничений по этому поводу нет.
Но возникает вопрос со скидкой. С одной стороны, условие договора с автосалоном, которое лишает покупателя скидки, ограничивает права потребителя по сравнению с законом и признаётся судом недействительным. С другой — свобода договора. Никаких ограничений, связанных с приобретаемым автомобилем, в договоре купли-продажи нет. Право на скидку — это то, от чего клиент может и отказаться. То есть здесь очевиден свободный выбор.
⏳ Сейчас мы ждём возврата страховки — заявление об этом мы уже подали. Кроме того, вероятно, автосалон через суд потребует от нас вернуть сумму скидки на приобретённый автомобиль. Так что ждём иска.
Примечание Сравни
У добровольного страхования есть период охлаждения. Он длится минимум 14 дней с даты заключения договора. А для полисов, оформленных вместе с кредитами, период охлаждения длится минимум 30 дней. Страховая компания может и увеличить этот срок, подробности нужно читать в своём договоре страхования.
Если период охлаждения ещё не прошёл, можно отказаться от страховки и полностью вернуть свои деньги. Заявление об отказе нужно подавать в страховую компанию по почте или лично в офисе, обычного звонка будет недостаточно.
Если период охлаждения уже прошёл, то страховая может вернуть деньги за вычетом части, покрывающей прошедшие дни действия страховки. А может и вообще ничего не возвращать — точные условия написаны в договоре.
Диана Сорк
юрист Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП)
По наблюдениям КонфОП, в настоящее время автосалоны активно судятся с клиентами, отказавшимися от страховок, но не желающими возвращать сумму скидки. Число таких случаев растёт. Мы заметили, что поначалу вся практика была в пользу автосалонов. Но постепенно ситуация начала меняться.
Сначала стали признавать, что человек отказался от страховки, но кредит досрочно не возвращал и в программе трейд-ин участвовал, то есть несправедливо лишать его всей скидки.
А в июне 2023 года на эту тему высказался Конституционный суд, который предложил судам проверять, насколько реальной является скидка и не прячется ли за ней набор ненужных потребителю услуг. После этого суды повернулись в сторону потребителей и теперь всё чаще отказывают автосалонам во взыскании скидки с покупателей.
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной