В конце мая мы сходили на фильм “Майор Гром. Игра”.
Не то, чтобы я была фанатом такого жанра, это скорее интерес к импортозамещению голливудских супергеройских фильмов от Marvel или DC. И на мой взгляд, получилось очень достойно, динамично, классная операторская работа, крепкий сюжет и забавные вставки с мультипликацией!
Для меня в фильмах всегда очень интересен процесс создания образов героев. Почему художники по костюмам выбирают именно такую одежду? Какие еще средства используются для создания образа? А что касается Майора Грома - то почему именно этот персонаж комиксов был выбран для экранизации?
И это не просто праздный интерес - те же принципы используются имиджмейкерами для создания образов звёзд, политиков, публичных людей, топ-менеджеров. Давайте посмотрим, какие ингредиенты нужны, чтобы построить образ героя у нас в России.
1 ИНГРЕДИЕНТ - ПОПАДАНИЕ В МЕНТАЛЬНОСТЬ.
Очень важным для создания образа героя, народного любимца, является попадание в культурное бессознательное, ментальность.
То есть создаваемый образ должен укладываться в наши традиционные представления о героях, передаваемые из поколения в поколение, которые бессознательно присваиваются нами уже в силу нашей погруженности в определенный культурный мир.
И кто же в нашей культуре главные ГЕРОИ? Кто приходит на ум?
В основном - герои сказок и былин: богатыри, Емели и Иванушки-дурачки.
Что их отличает?
- силушка богатырская
- самоотверженность
- неприхотливость
- смекалка
- удача
- доброта
- упорство
- честь
Ну нет у нас ученых-филантропов…
Чаще всего это выходцы из простого народа. В сказках про Ивана-царевича мы его особенное происхождение как-то и не замечаем. Ну царский сын, ну и что? А испытания такие должен проходить, как обычный работяга)
Наш, российский герой не может быть загадочным миллионером, как Бэтмэн или Железный человек - не попадает в наш менталитет, где богатство - чаще признак зла. Не может быть и укушенным студентом-фотографом, как Спайдермэн: всё-таки укус особенного паука - это какой-то исключительный случай, а у каждого "потребителя" образа должно сложиться ощущение, что герой - один из нас, а главное - я тоже так могу (если захочу). Поэтому и пришельцы с другой планеты типа Супермэна - это что-то заморское, не наше, родное.
Так что здравствуйте, простой майор милиции Игорь Гром.
2 ИНГРЕДИЕНТ - ТРУДНОСТИ
Одна из задач любого героя - преодолевать трудности. А вы думали, к чему вот эти блогерские рассказы о том, как им было плохо и как они что-то преодолели? Так герой тоже соединяется с целевой аудиторией. Потому что... У ВСЕХ ЕСТЬ ТРУДНОСТИ. Огромное количество населения России считает, что у них было трудное детство. Особенно любят говорить про "кошмарные" 90-е. Хотя на поверку это зачастую оказывается обычной нарциссической гиперболизацией.
У майора Грома это трудное детство, конечно, тоже было: мать мы в фильмах вообще не видим, отца, который тоже был милиционером, убили при исполнении из-за предательства коллеги, когда будущий майор был подростком. Отсюда - психологические проблемы в виде недоверия, эмоциональной закрытости. Которые тоже являются нашими национальными. И которые так любят наши женщины! Ведь он попадает в стереотипы “настоящего мужчины” ( во всяком случае для тех, кому за 30)): немногословного, неэмоционального, но делами доказывающего свою любовь/принципы.
Это с возрастом (хотя скорее с сеансами у психолога) ты понимаешь, что эмоциональная депривация ни к чему хорошему в отношениях не приводит. Ну а пока большинство российских зрительниц быстренько вложат в его закрытость и редкие проявления ранимости всё, что нафантазируют. Мы же так любим “расколдовывать”, “исцелять” и “переделывать”. “Со мной он, конечно же изменится”. И в фильме, отличие от реальной жизни, он, конечно же начинает расколдовываться и таять под чарами журналистки.
СПОЙЛЕР: В реальной жизни так не работает. Вы ничего не измените.
Но если мы всё же вернемся к комплексному формированию имиджа в реальности, а не в кино, то вылизанные картинки идеальной жизни уже не в тренде. В моде искренность и демонстрация не только "успешного успеха", но и трудностей, с которыми вы сталкиваетесь, и ваших неудач. Главное - держать баланс и не скатываться в роль жертвы.
3 ИНГРЕДИЕНТ - ВНЕШНОСТЬ ГЕРОЯ
Что лучше всего должен уметь народный герой? Если вы не ответили "ЗАЩИЩАТЬ", то вы живете не в России) Может, в какой-нибудь Швеции, где герой должен собирать мебель на скорость... )) В стране, которая почти всегда находилась в состоянии какой-нибудь войны, герой должен защищать! А чтобы это делать, он должен соответствовать стереотипам защитника: здоровый (во всех смыслах этого слова), мускулистый, сильный, ловкий, умелый... и т.д. и т.п.
Тут у героя всё в порядке, внешний и кинетический имиджи соответствуют нашим ожиданиям: высокий, накачанный, мужественный, спортивный, потрясающий боец... красавчик, как не крути, двигается мужественно, в критических ситуациях действует четко. Специально для девочек в фильм вставлены кадры героя в джинсах и с голым торсом.
Ну и профессия соответствующая - официальный борец со злом, представитель одной из самых романтизированных профессий - милиционер.
Что касается вещей, которые он носит - они довольно простые, но в этой простоте весь смысл - это еще одна возможность для зрителя “примерить костюм героя”. Это вам не костюм железного человека, а джинсы, футболка/майка, кожанка и батина кепка (элементы, которые имеют для героя личное значение, дело не модности, а в душевности). Вещи вне времени, и на протяжении всего фильма особо не меняются
Через это мы можем считать всё-таки какую-то стабильность внешних проявлений героя. И да, его начальник всегда знает, что от него ожидать. Кто устроил аварию в погоне за преступниками? Гром. Кто сделал вид, что он переговорщик, чтобы побыстрее разобраться с бандитами? Гром. Он предсказуем в своей разрушительной жажде справедливости и последствиях, которые несет.
Но одна интересная деталь - в новом фильме крупным планом показали его ботинки. Думаете, солдатские берцы? Куда там! Челси!
Не знаю, намеренно ли это сделал художник по костюмам, ведь половина населения и слов-то таких не знает) Но это значительно повышает "градус стиля" Майора Грома.
4 ИНГРЕДИЕНТ - ИМИДЖ СРЕДЫ
Имидж среды - одна из составляющих при формировании имиджа. Это то, как выглядит ваша квартира, офис, места, где вы чаще всего бываете. Они должны соответствовать создаваемому образу. И они рассказывают очень много о вашем характере.
Как я уже писала, чтобы герой стал действительно народным, мы должны видеть, что он один из нас, но еще желательно чувствовать, что в чем-то мы - лучше.
Например, питается он, похоже, исключительно шаурмой, а живет в таких условиях, что я бы лично сбежала.
Здесь мы видим, что внешние проявления героя особо не интересуют, а по отсутствию двери в туалете - что гостей тут не бывает. А значит, есть явные проблемы с социализацией и безразличие к чужому мнению. Хаос и застревание в прошлом (ремонта тут явно не было с детства) - для реального человека - это повод обратиться к психологу, для супергероя из комиксов - простительная особенность сложной натуры))
Также загадочность и сложность образа героя передается через вот это потрясающей красоты окно, которое очень сильно помогает нивелировать негативное впечатление от старой квартиры. Кстати, через отсутствие ремонта нам транслируют ЧЕСТНОСТЬ и НЕПОДКУПНОСТЬ главного героя.
Но глядя на квартиру майора Громова, практически каждый из нас подумает (или почувствует где-то на бессознательном уровне): “Я лучше, потому что я живу лучше”. И это просто потрясающий ход - каждому приятно быть хоть в чем-то лучше героя.
А если бы мы говорили про реального человека, то такая среда обитания вызвала бы, скорее, вопросы у целевой аудитории, нежели стала бы фрагментом позитивного построения имиджа. У нас визуальная культура, и все внешние проявления для нас важны. Поэтому мы любим шоу про переделки, начиная от переодевания героинь, заканчивая телеремонтом квартир и домов. Нам нужно, чтобы было красиво.
5 ИНГРЕДИЕНТ - ВЕРБАЛЬНЫЙ ИМИДЖ
Ораторским мастерством Майор Гром, к сожалению, не блещет. Для реальности это тоже большой минус, но для комиксов и сказок, для которых характерны условности и упрощения “настоящий мужик” проверяется делом, а не словом, поэтому в сказках герою не обязательно быть великим оратором.
6 ИНГРЕДИЕНТ - ФОНОВЫЙ ИМИДЖ
Фоновый имидж - это мнение о герое, которое мы узнаем из СМИ или от его коллег, знакомых.
В эпоху интернета и колоссальной скорости распространения информации, такой имидж может меняться достаточно быстро. Поэтому поступки героя или публичного человека всегда должны быть осмыслены и взвешены.
Для героя фильма быстро меняющееся мнение в обществе о нем - одна из необходимых сюжетных линий. И именно в фильмах мы ярко видим, что значит психология толпы, которая в основном состоит из инфантильных людей, в которой маятник качается от полюса “Он мой герой, я его обожаю” до “Убью-ненавижу” за считанные секунды. Но это уже другая история ;-)
А ЧТО С АРХЕТИПАМИ?
Для маркетологов и имиджмейкеров важно выстраивать все проявления бренда или героя в одном ключе. Так у целевой аудитории складывается целостный, яркий образ. В этом помогают архетипы.
Образ Майора Грома строится на архетипах Героя и Бунтаря.
Естественное окружение для Героя — это поле битвы, где есть трудности и от него требуются мужественные и энергичные действия. Герой хочет сделать мир лучше, а слишком большой комфорт воспринимается как опасность, поскольку он может размягчить человека. В том числе поэтому Гром живет в весьма странных условиях .
От Бунтаря у Громова - нелюбовь к соблюдению правил и дисциплине (несмотря на то, что по профессии он - блюститель закона), ощущение отчужденности, что тоже выражается в среде обитания.
Зачем нашему герою эта бунтарская составляющая?
Во-первых, мы помним, что основные потребители комиксов (а именно в них появился Майор Гром) - это молодые люди. Кто из нас не переживал тяжелый подростковый период, в котором мы бунтовали против всего, предлагаемого нам “взрослым миром”.
Во-вторых, скольких людей вы знаете с проработанными детскими травмами?
А в -третьих, противоречивость - это тоже одна из черт нашего национального характера:
«Национальный характер русских далеко не един. В нем скрещиваются не только разные черты, но черты в «едином регистре»: религиозность с крайним безбожием, бескорыстие со скопидомством, практицизм с полной беспомощностью перед внешними обстоятельствами, гостеприимство с человеконенавистничеством, национальное самооплевывание с шовинизмом, неумение воевать с внезапно проявляющимися великолепными чертами боевой стойкости». (Дмитрий Лихачев, «Раздумья о России»)
#имидж #майоргром #созданиеимиджа #имиджелогия #образгероя #созданиеобраза