А некоторые утверждают, что удавка, строгач и ЭШО.
Коррекцию вообще часто понимают слишком узко. Вот мол, сделала собака шаг в сторону, при команде "рядом" - дëрни еë поводком и получишь коррекцию поведения. И чем жëстче "гаджет" на шее - тем лучше коррекция.
Нет, друзья. Таким образом мы только наказываем собаку за нарушение техники упражнения. К коррекции поведения это не имеет никакого отношения.
Проблемы поведения, в основном, возникают по двум причинам:
- собака не знает, как правильно
- собака не может вести себя иначе, потому, что еë психика не справляется с чем-то в жизни.
В первом случае, нужно показать собаке правильную модель поведения. Хочешь есть - не скачи, а спокойно сядь и получишь миску. Хочешь на улицу - жди смирно у двери и выход ускорится. "Педагогическая запущенность" обычно возникает там, где нет понятных правил, собака сама по себе формирует поведение и пока не сказано иного - уверена, что именно так и надо. Поскакал - получил желаемое. Вот в таком случае наказания могут сработать. Хотя, лично у меня вопрос возникает: за что наказывать, за то, что хозяин вовремя не объяснил, не показал? Ну ладно, допустим. Не повезло человеку в жизни, его самого били линейкой по рукам, ставили в угол на горох и он не знает других способов воспитания, кроме насилия. Собаки адаптивны, по своей природе, мотают на ус быстро, если психика в порядке. Средненький кинолог справится, а хороший - тем более.
Но есть и вторая причина.
С какими собаками чаще всего приходят люди к зоопсихологу? Я не про породу. Чаще всего это возбудимые собаки, холерики. Или собаки, у которых личный опыт содержит массу "скелетов в шкафу".
Была история: люди взяли щенка-подростка "вторые руки". А он возьми, да цапни хозяина на прогулке. Долго ковырялись - хозяйка собирала анамнез собаки, выпытывая подробности у прежних владельцев. Что дело в негативном опыте я заподозрила быстро - "бывшая" очень уж эмоционально реагировала на вопросы. В итоге оказалось, что щенка брали детям (здесь положено закатить глаза и хлопнуть ладонью по лбу). Дети недостаточно взрослые, в эмоциональной семье не шибко учатся быть сдержанными. О личных границах людей в семье не слышали, не то что о личных границах собаки. В общем, за несколько месяцев они щенка задолбали настолько, что он "меняется в лице" от одного только вида орущих дошколят. В момент "кусь" с ним гуляли у детской площадки.
С холериками изначально не всë просто. У них такая высокая скорость психических процессов, что их "подрывает" легко даже в весьма простых ситуациях. Особенно подростков, которые и так-то легко теряют адекватность. Когда частота и интенсивность возбуждающих событий высокая, психика (не железная!) постепенно истощается. И без этого трудно было держать себя в лапах, а теперь и подавно.
Как бы я не пыталась смягчать (чтобы не давать повода для отрицающих эмоций и поиска излишних защитных самооправданий) психолог работает не на уровне поведения, а на уровне состояния, тот есть, с нервной системой. Хоть обдергайся, обнаказывайся, обпогружай - если "нервуха" (термин от "зоопсихологов не существует") не в порядке - больше шансов навредить, чем помочь.
Когда-то, моём случае, метод погружения привёл к клацанью немчарских зубов в миллиметре от руки дрессировщика (спасибо тебе, Елена, если бы не ты - я бы не пришла туда, где нахожусь сейчас, не полезла бы разбираться и исправлять) и категорическому отказу терпеть других собак поблизости. У очень опытного (по сроку работы) кинолога (тоже себя зоопсихологом называет, зачем-то) Евгении М., подписчики наблюдали, как погружение с наказанием привели щенка-подростка к удару в ногу хозяина.
Так вот, игры... В чëм их сила? Правильно подобранные игры - обучают. Подозреваю, что это ещë секрет для некоторых, но все навыки, нужные для жизни, все млекопитающие дают своим детям через игры. И непременно - с опытом успеха.
В случае с "психическими" (возбудимыми, агрессивными, фобичными) собаками, правильными будут игры на работу мозга, обоняния и координации движений. А традиция чаще предлагает мячики, палки и фризби. То есть, ровно противоположное. Вместо торможения - возбуждение, вместо осознанности - импульс, которого и так в избытке.
У дрессировщика, не имеющего ни дипломов, ни сертификатов, но работающего по IGP Алексея П. , собака жрала деревья, в попытке разгрузиться, а ей навязывали для "переключения" активную игру. Алексей называл собаку "manykom" и тут же подкреплял нежелательную активность. Как будто для собаки есть принципиальная разница, куда запустить зубы - в кору или игрушку. Нет этой разницы.
Я сейчас делаю подборку очень простых игр. Честно скажу, ни одна из них не является моим ноу-хау. Но, мне ни разу не встретилось их обнародованное осмысление. Настолько простые игры, что их можно использовать даже когда у хозяина температура и горло в шарфе, а на улице град, гроза и ураган одновременно. Эти игры, на мой взгляд - тотально обесценены. При том, что на их основе можно делать бесчисленное количество модификаций. Если понимать, как они работают с нервной системой собаки. Это и хочу сделать - объяснить.
Сразу скажу: даром - не отдам. Отдам за адекватную оплату. Ещë и поработать заставлю.
Я сама, на этих играх, спасла качество своей жизни, в которой есть неадекватная истеричка и суровая недоверчивая "альфа" (да-да, мне говорили, что собака стремится всех вокруг задоминировать, практика сказала "пфффф"). Мои коллеги (с нормальными собаками зоопсихологами не становятся - шутка с долей шутки) через эту "легкотню" преодолевают такие сложности со своими питомцами, которые даже и не снилось многим.
"Легкотня" - не равно "волшебная кнопка". Потребуется время, системный подход, терпение и внимание. Кому-то - моë кураторство (хотя надеюсь, что получится донести предельно просто и понятно) Но реализация - очень простая.
О старте набора в игровую группу сообщу отдельно.