8 июня 1920 года в селе Ображиевка Сумской области Украины родился будущий герой, прославленный советский летчик, трижды Герой Советского Союза, Иван Кожедуб. Самый результативный летчик-истребитель в СССР и во всей антигитлеровской коалиции. Советский военачальник, Маршал авиации, летчик-ас. Когда в небе появлялся самолёт Кожедуба, фашисты в панике предупреждали своих лётчиков по радио об опасности: «Ахтунг! Ахтунг! В небе ас Кожедуб!».
Становление характера
Иван Кожедуб был крестьянским сыном. Трудовую биографию начал в пять лет. Отец определил его сторожем в колхозный сад. Денег за это не платили и трудодней не начисляли (в пять лет какой из мальца сторож?) Но родители считали, что так у мальчишки закаляется характер. Три его старших брата подрабатывали батраками – семья жила бедно. После окончания школы в 1934 году поступил в техникум. Первые летные навыки получил в Шосткинском аэроклубе. В 1940 пошел в армию. Окончил военную авиашколу в городе Чугуеве. Затем служил в ней инструктором.
Боевой путь
В начале Великой Отечественной войны Иван вместе с авиашколой был эвакуирован в Казахстан, город Чимкент. После многочисленных рапортов с просьбой отправить на фронт, его желание было удовлетворено. С ноября 1942 года Кожедуб служит в Иваново в 240-м истребительном авиаполку 302-й истребительной авиадивизии. В марте 1943 в составе дивизии он вылетел на Воронежский фронт. В этом же месяце совершил свой первый боевой вылет, но неудачно. Он вполне мог стать и последним его боем, - Ла-5 получил повреждения в бою. Будущего Героя сначала обстрелял пушечной очередью Мессершмитт-109, - спасла летчика бронеспинка. А при возвращении по ошибке еще был обстрелян своей артиллерией – попало два снаряда. С огромным трудом довел истребитель до аэродрома и совершил посадку. Самолет восстановлению не подлежал. Месяц летал на «остатках» - имеющихся в эскадрилье свободных машинах, пока не получил новый Ла-5. Позже воевал на Степном фронте. Боевой счет младший лейтенант Кожедуб открыл 6 июля, на Курской дуге, сбив бомбардировщик Ju-87 (этот самолет люто ненавидела пехота: атакуя, его пилоты включали сирену, - действовали на нервы).
На следующий день сбил второй, а 9 июля в воздушном бою сбил сразу два истребителя Ме-109. В августе был назначен командиром эскадрильи.
Из большого количества боев можно выделить два главных – сражение с истребителем Ме-262, имеющим реактивный двигатель, и нападение на группу бомбардировщиков FW-190.
4 февраля 1944 года Иван Кожедуб получает звание Героя Советского Союза. С августа 1944 становится заместителем командира 176-го истребительного авиаполка (1-й Белорусский фронт), осваивает Ла-7.
Воздушные бои 1944 года были еще более ожесточенными. Шло постепенное освобождение советских земель от фашистов.
Последний свой бой, в котором сбил 2FW-190, Кожедуб провел в апреле 1945 в небе над Берлином.
Свой летный «почерк»
Мастер наступательного поединка, к концу войны Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях уничтожил в воздухе 64* (по уточненным данным) самолета противника. Среди них – два бомбардировщика, три штурмовика, один реактивный истребитель и 17 пикирующих бомбардировщиков. Автоматизм его движений в бою был отработан до предела.
Все его полеты представляли собой каскад разнообразных маневров: развороты, змейки, горки и пикирования. Отличный стрелок, он поражал цель из любых положений самолета, предпочитая открывать огонь на дистанции 200-300 метров, крайне редко сближаясь на меньшую дистанцию. За все время войны немцам ни разу не удалось его сбить, хотя он неоднократно приводил поврежденный истребитель на аэродром.
Война для него не закончилась
После войны Кожедуб продолжил службу в ВВС, участвовал в Корейской войне в составе группы советских военных под псевдонимом «Крылов». В 1985 году при содействии Михаила Горбачева ему было присвоено звание Маршала авиации.
Дружил Кожедуб с Владимиром Высоцким, выполнял его просьбы, порой неожиданные: например, совершить полет на военном вертолете. Поддерживал отношения с Юрием Гагариным и сам мечтал слетать в космос. Начальство не разрешило.
В 2003 году в его честь названа улица в Краснодаре.
В центре села Ображиевка стоит бюст Герою. Рассказывают, как-то сюда приезжал немецкий летчик, которого сбил Кожедуб, поклониться земле, которая родила такого аса.
Умер Иван Никитович 8 августа 1991 года, похоронен на Новодевичьем кладбище (Москва).
* Часто пишут – 62. Еще два - это американские "Мустанги", которые напали на Кожедуба, приняв его Ла-7 за немецкий "Фокке-Вульф". Пришлось их сбить, чтобы не быть сбитым самому.