Семья действительно совершенно обычная: отец, дочь и бабушка (мать отца). Жили они в небольшом посёлке, который напоминает собой, скорее, село, но официально считался именно посёлком. Жили бедно, но спасало хозяйство: куры, утки, козы, поросята. Животных, конечно, мало было, но на жизнь хватало. Работал в семье только отец, был простым рабочим на заводе.
На дворе стоял конец 80-х, время перестройки, гласности и... дефицита. Может, в магазинах больших городов тогда и хватало продуктов — сама не скажу, лично не видела, но вот в том посёлке магазинные полки почти всегда были пустыми. Мяса днём с огнём покупного не сыщешь, как и лакомств всяких, о них оставалось только мечтать.
У этой семьи было правда большое преимущество в виде хозяйства, но не сказать, что жилось им легко: попробуйте почистить закуту поросят или подоить несколько коз, сильно удивитесь, если физическим трудом не занимались. Впрочем, не о том разговор.
Время дефицита, зарплата на заводе маленькая, пенсия копеечная, но выживать как-то приходилось. В доме тогда никаких батарей не было, топили печь: каждый год закупали огромную гору угля, перетаскивали его во двор под крышу времянки и заботились о том, чтоб уголь тот не отсырел. Тогда же в дом и должны были провести отопление.
Семья откладывать деньги не могла — попросту нечего было откладывать, поэтому вся зарплата отца и маленькая пенсия бабушки уходили на выплаты своеобразной рассрочки. Денег на жизнь не оставалось, но выход из ситуации всё же находился. Бабушка умела читать Псалтирь. Порой уйдёт на всю ночь отпевать какого-нибудь умершего соседа, а утром ей дадут 5-10 рублей, ими и обходились.
Наступил конец осени, на улице начались первые заморозки, тут же появилась и главная проблема — уголь на этот год не закупили, надеялись, что успеют провести отопление. Не успели. Те осень, зима и весна были самыми холодными в жизни этой семьи.
На работе глава семьи отогреться не успевал — завод тоже не топили так, чтобы тепло было; его дочка тоже замерзала, но в школе, где в любое время года было холодно, а бабушка оставалась дома и пыталась отогреться чаем или простым кипятком. Вечером вся семья собиралась в маленькой кухне и все вместе мёрзли ещё сильнее. Доходило до того, что спать приходилось в тёплой одежде, а ботинки снимать дома было себе дороже — ноги отморозишь.
Счастьем для той семьи были лишь редкие моменты, когда они могли прийти в гости к родственникам, у которых отопление было, и хоть немного согреться. Правда, внутри тепло не сохранялось, постоянно бил озноб, а тело, кажется, уже привыкло к постоянному холоду. Но время прошло, отопление провели, жизнь стала если не простой, то хотя бы тёплой.
А вот тот год и отец, и дочь вспоминают как самый холодный и до сих пор согреться не могут.