Не во всех культурах супружеская измена является чем-то греховным или предосудительным. Но устойчиво представление, что измена связана с осквернением. Если муж и жена воспринимаются как одно целое, то измена рассматривается как брешь. Поэтому супруги, подозревающие своих вторых половинок в неверности, придумывали разные способы для разоблачения измен. Особенно интересным является способ, описанный в Библии - ритуал сота.
Предупреждение: статья носит исключительно научно-просветительский, а не рекомендательный характер.
Библейская магия очищения неверной жены
Книга Чисел, четвертая книга Торы, описывает жестокий ритуал, известный как "испытание горькой водой" или ритуал сота. Этот ритуал даровал Моисею сам Бог. Если жена изменила мужу и зачала, а муж об этом не узнал, но заподозрил жену в измене, то муж должен отвести ее к священнику, который поставил жену перед Богом (в скинию - мобильный храм во времена Моисея) и даст ей священную воду в глиняном сосуде. Затем священник должен распустить ей волосы, вложить в руки "хлебное приношение ревности", а в руках держать "горькую воду", которая наводит проклятие:
"Пусть священник скажет женщине: Если другой мужчина не спал с тобой, если, будучи замужем, ты не изменила и не осквернилась, то пусть эта горькая вода, наводящая проклятие, тебе не повредит". (Числа 5:19)
Если окажется, что она изменила, то ее утроба упадет, а живот вздуется. Женщина произносит клятву проклятия и в конце говорит: "аминь". Затем священник записывает в свиток проклятия и смывает их в горькую воду. Потом он берет из ее рук хлебное приношение ревности и жертвует его Богу. Затем поит женщину горькой водой. Проклятие срабатывает, если женщина действительно изменила мужу. Измена в данном случае понимается как осквернение женщины, которое не должно стать личным грехом мужа:
"Муж будет чист от греха, а жена понесет последствия греха". (Числа 5:31)
Таков закон о ревности, который в действительности является настоящим магическим ритуалом по абортированию и наказанию неверной жены.
Затем этот закон отменили
В Книге пророка Осии пророк Осия, осуждая народ Израиля, в том числе священников, в блуде и идолопоклонстве, а также отменяет наказание за измену:
"Я не накажу ваших дочерей, когда они будут блудить, и не накажу ваших невесток, когда они будут нарушать супружескую верность, потому что мужчины сами уединяются с блудницами и приносят жертвы с блудницами храмовыми. Невежественный народ погибнет!" (Осия 4:14)
Раввин Рамбан, средневековый комментатор Танаха, живший в 13 веке, в комментариях на книгу Осии пишет, что данный отрывок является единственным, который показывает народу постоянное чудо. Бог хотел, чтобы народ жил по закону, но со временем все впали в грех:
"Поэтому это дело прекратилось с того времени, когда народ стал распутничать в грехах, как сказали раввины: "Когда участились прелюбодеи, прекратилось действие воды сота, ибо сказано: "Не буду наказывать ни дочерей ваших, когда они блудодействуют, ни невесток ваших, когда они прелюбодействуют; ибо сами они лежат с развратными женщинами и приносят жертвы с блудницами, и народ непонимающий смятен".
Использование магии в судебном процессе в древних культурах
Магия - распространенное явление в древнем ближневосточном законодательстве. В законах Хаммурапи (18 век до н.э.), которые старше библейских законов на тысячу лет, сказано:
"Если против чьей-нибудь жены будет протянут палец другим мужчиной, хотя она не была захвачена лежащей с другим мужчиной, то ради своего мужа она должна опуститься в воду".
Испытание прыжком в воду реки Ид под присмотром бога имеет некую параллель с выпитой горькой водой. Если женщина утонула - она виновна. Если смогла спастись - невиновна. Бог реки решает ее судьбу, а не способность плавать.
Примечательно, что в Библии муж может подать на развод, если жена изменила ему. Такое право декларирует четвертая книга Торы Второзаконие:
"Если мужчина женится на женщине, но потом она ему опротивеет, потому что он найдет в ней что-нибудь позорное, то он может написать разводное письмо, отдать его ей и отослать ее из своего дома". (Второзаконие 24:1)
Поэтому наказание через горькую воду - это не просто попытка достижения справедливости, но и месть мужа, реализация его ревности. С другой стороны, ритуал сота может быть попыткой сохранения брака - муж находится в неведении и ритуал показывает "истинное" положение дел.
Не во всех культурах действует столь губительное отношение к женщинам, совершившим измену. В культуре африканского народа тсвана существует ритуал очищения от измены. В ритуале участвуют супруги и жрец. Жена и муж садятся на землю лицом к лицу. Жена ставит колени меж колен мужа. Между коленями жрец ставит горшок с тлеющей травой - дым должен очистить их от осквернения. Затем супруги делают друг другу надрез под пупком. Жрец смешивает их кровь с травяными настоями. После супруги втирают полученную жидкость в рану. Так снимается измена жены.
Как было сказано в начале - не во всех культурах строгая моногамность является нормативной. У северных народов, чукчей и коряков, существовал обычай, когда муж предлагал свою жену незнакомым путникам. В данном случае жена рассматривалась как собственность для реализации определенных услуг, чтобы путники оценили щедрость хозяина. Стоит отметить, что обычай не был повсеместным.
⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.
⚡ Задать вопрос автору и следить за новыми публикациями (+религиоведческие мемы) - в моем телеграме.