Если не знаешь наверняка, то и не подумаешь, что это могильный камень, а если будешь искать специально, то найдёшь с трудом.
Во время одной из поездок я купила, пожалуй, самый подробный путеводитель по городу - выпустил его стамбульский муниципалитет. На страничках, посвященному достопримечательностям района Эйюп, я наткнулась на информацию о Cellat Mezarlığı или Кладбище палачей.
Читатели не раз писали, что гулять по таким местам немного странно. С другой стороны - подобные статьи одни из самых читаемых. А вообще в Стамбуле кладбища и усыпальницы - это часть почти любого маршрута внутри старого города. Но именно в районе Эйюп - это тема главная.
Сам район получил название от того, что здесь османы обрели прах сподвижника Пророка Мухамеда Абу Айюб аль-Ансари, который в седьмом веке участвовал в арабской осаде Константинополя. Неудивительно, что многие мусульмане хотели обрести последнее пристанище рядом со святым, поэтому неподалеку появилось кладбище, которое за века стало одним из самых больших в Стамбуле. И это несмотря на очень сложный рельеф - холм круто теряет высоту, сползая к Золотому Рогу. Перепад высот настолько значителен, что здесь посчитали нужным возвести канатную дорогу (пожалуйста, не называйте её "фуникулёром". Фуникулёр едет по рельсу).
Это был выходной день, поэтому пришлось отстоять полчаса в очереди, ну а сама дорого занимает минуты три. Кабинка пролетает над кладбищем, к вершине даже как-то слишком близко. Ну а наверху знаменитое кафе Пьер Лоти со скатертями в красную клетку. Кафе с видом на Золотой Рог и обелиски. Нет, ничего странного. Многим даже нравится, я здесь впервые, но часто пишут, что здесь часто нет свободных мест.
Кладбище палачей находится где-то в десяти минутах ходьбы от холма Пьер Лоти, хотя это не кладбище в широком смысле - речь о нескольких могильных камнях, находящихся во дворе жилых домов. Раньше было больше, но со временем всё поглотила застройка. Жизнь победила.
Активисты-краеведы бьют тревогу и просят чиновников взять эти единичные захоронения под охрану. Но пока что всё вот так: случайные люди сюда не приходят да и не все местные в курсе, что это такое.
Распознать захоронение непросто - это каменные блоки без единой надписи. Нет даже Рухуна Фатиха - молитвы, которая присутствует на мусульманских надгробиях. Имён тоже нет, но здесь всё объяснимо. Палачи были жестоки и простые люди их презирали, а родственники жертв могли осквернить захоронение. Впрочем, пишут, что в камнях делали углубления, где любой проходящий мог оставить монеты, а нищие забирали их и молились за палачей. Обелиски были гораздо выше обычных - вплоть до 190 см, но со временем ушли под землю и их высота не превышает 40-50см.
Решат Экрем Кочу:
Один из лучших примеров нашего понимания общества, религии и морали: люди не принимают на свои кладбища умерших палачей. По этой причине в Османской Империи построили кладбище для палачей в самом отдаленном месте Стамбула, и те были похоронены здесь отдельно от остальных.
Об османских палачах
В интернете немало статей по этой теме, но информация в них мало отличается друг от друга. Когда я попыталась найти какие-то исследования по теме, то в самом толковом из них сразу же оговаривается, что кроме популярных баек информация довольно скудна. Очень мало архивных документов, потому трудно строить какие-то исследования.
Но вот то немногое, что удалось найти:
- В Османской Империи палачей называли джеллат (cellat), помимо исполнения смертных приговоров они также пытали преступников, а ещё исполняли приговоры, предполагавшие удары кнутом. В османских источниках 15 и 16-го века нет документов, касающихся этой группы людей, однако Эвлия Челеби поясняет, что корпус палачей обрёл форму в правление Султана Мехмеда Фатиха, хотя такие люди, конечно, существовали и раньше.
- Вероятно, в ранний период смертные приговоры приводил в исполнение вождь племени: голову отсекали мечом или стрелой, информации о других способах казни нет. Позже Султан только принимал решения о казни. Например, известно, что султан Мурад II, в начале правления пленил своего брата Шехзаде (Дюзмедже) Мустафу и приказал казнить его в крепости Эдирне. Нет информации о том, кто был палачом в этом случае.
- Наверняка вам известна легенда о том, что во дворце султана палачами были садовники. Но и здесь всё овеяно туманом неизвестности - визирей, видимо, и правда казнили садовники (корпус бостанджи), но куда менее знатных преступников - как раз те, что относились к корпусу джеллат. Помимо столичного корпуса были аналогичные и в провинциях, из называли "палачами пашей". Если в тяжёлом преступлении был виноват крупный местный чиновник, то для исполнения приговора палача могли прислать из столицы. В этом случае голову казнённого привозили во дворец.
- Во дворце Топкапы палачи постоянно находились у ворот между первым и вторым дворами дворца: на случай если приговорённый захотел убежать, там его смогли бы поймать. К 17-му веку корпус палачей насчитывал 70 человек. На начальном этапе там служили копты, но потом стали набирать цыган.
- Считается, что палачи были глухонемые. Также им запрещалось отращивать бороду. За свою службу палачи получали жалованье по названием джеллатлык/джеладдие. Помимо фиксированной оплаты полагалось вознаграждение после каждого выполненного поручения. При утрате трудоспособности могла быть назначена пенсия.
- Проливать кровь членов династии при казни запрещалось, поэтому применяли удушение шелковой веревкой или шарфом. То же самое касается и улемов (членов класса исламского духовенства)
- Одним из палачей, имя которого часто упоминалось в Османской империи, был Кара Али, находившийся под властью Мурада IV. Рисуя портрет Кара Али, Эвлия Челеби говорит, что он был совершенным мастером в этой области, что он привязывал к поясу орудия пыток, топоры, молотки для повреждения конечностей и везде ходил в окружении помощников, которые были экипированы в той же манере. Ни на одном из их лиц не было и тени улыбки. Несмотря на это хладнокровие, когда Кара Али поручили казнь Султана Ибрагима, он не захотел выполнять это задание. Однако, когда его привели силой и повторили приказ, он выполнил приказ помощью своего ученика (9 августа 1648 г.). Это была последняя миссия Кара Али, и после инцидента он отправился в паломничество. Есть и другие известные палачи, например помощник Кара Али по имени Хаммал Али, а также Уста Сулейман, убивший Молодого Османа в 1623 году и казнивший Давуда-пашу.
- Больше всего информации по этой теме касается способов осуществления приговоров. Но подробности дзен точно не пропустит.