Найти в Дзене
Половинка Луны

Безымянный камень для османского палача

Если не знаешь наверняка, то и не подумаешь, что это могильный камень, а если будешь искать специально, то найдёшь с трудом. Во время одной из поездок я купила, пожалуй, самый подробный путеводитель по городу - выпустил его стамбульский муниципалитет. На страничках, посвященному достопримечательностям района Эйюп, я наткнулась на информацию о Cellat Mezarlığı или Кладбище палачей. Читатели не раз писали, что гулять по таким местам немного странно. С другой стороны - подобные статьи одни из самых читаемых. А вообще в Стамбуле кладбища и усыпальницы - это часть почти любого маршрута внутри старого города. Но именно в районе Эйюп - это тема главная. Сам район получил название от того, что здесь османы обрели прах сподвижника Пророка Мухамеда Абу Айюб аль-Ансари, который в седьмом веке участвовал в арабской осаде Константинополя. Неудивительно, что многие мусульмане хотели обрести последнее пристанище рядом со святым, поэтому неподалеку появилось кладбище, которое за века стало одним из
Если не знаешь наверняка, то и не подумаешь, что это могильный камень, а если будешь искать специально, то найдёшь с трудом.

Во время одной из поездок я купила, пожалуй, самый подробный путеводитель по городу - выпустил его стамбульский муниципалитет. На страничках, посвященному достопримечательностям района Эйюп, я наткнулась на информацию о Cellat Mezarlığı или Кладбище палачей.

Читатели не раз писали, что гулять по таким местам немного странно. С другой стороны - подобные статьи одни из самых читаемых. А вообще в Стамбуле кладбища и усыпальницы - это часть почти любого маршрута внутри старого города. Но именно в районе Эйюп - это тема главная.

Котики на кладбище - распространенный стамбульский сюжет
Котики на кладбище - распространенный стамбульский сюжет

Сам район получил название от того, что здесь османы обрели прах сподвижника Пророка Мухамеда Абу Айюб аль-Ансари, который в седьмом веке участвовал в арабской осаде Константинополя. Неудивительно, что многие мусульмане хотели обрести последнее пристанище рядом со святым, поэтому неподалеку появилось кладбище, которое за века стало одним из самых больших в Стамбуле. И это несмотря на очень сложный рельеф - холм круто теряет высоту, сползая к Золотому Рогу. Перепад высот настолько значителен, что здесь посчитали нужным возвести канатную дорогу (пожалуйста, не называйте её "фуникулёром". Фуникулёр едет по рельсу).

Канатная дорога Эйюп
Канатная дорога Эйюп

Это был выходной день, поэтому пришлось отстоять полчаса в очереди, ну а сама дорого занимает минуты три. Кабинка пролетает над кладбищем, к вершине даже как-то слишком близко. Ну а наверху знаменитое кафе Пьер Лоти со скатертями в красную клетку. Кафе с видом на Золотой Рог и обелиски. Нет, ничего странного. Многим даже нравится, я здесь впервые, но часто пишут, что здесь часто нет свободных мест.

Кафе Пьер Лоти
Кафе Пьер Лоти

Кладбище палачей находится где-то в десяти минутах ходьбы от холма Пьер Лоти, хотя это не кладбище в широком смысле - речь о нескольких могильных камнях, находящихся во дворе жилых домов. Раньше было больше, но со временем всё поглотила застройка. Жизнь победила.

Кладбище палачей в районе Эйюп
Кладбище палачей в районе Эйюп

Активисты-краеведы бьют тревогу и просят чиновников взять эти единичные захоронения под охрану. Но пока что всё вот так: случайные люди сюда не приходят да и не все местные в курсе, что это такое.

Распознать захоронение непросто - это каменные блоки без единой надписи. Нет даже Рухуна Фатиха - молитвы, которая присутствует на мусульманских надгробиях. Имён тоже нет, но здесь всё объяснимо. Палачи были жестоки и простые люди их презирали, а родственники жертв могли осквернить захоронение. Впрочем, пишут, что в камнях делали углубления, где любой проходящий мог оставить монеты, а нищие забирали их и молились за палачей. Обелиски были гораздо выше обычных - вплоть до 190 см, но со временем ушли под землю и их высота не превышает 40-50см.

Решат Экрем Кочу:

Один из лучших примеров нашего понимания общества, религии и морали: люди не принимают на свои кладбища умерших палачей. По этой причине в Османской Империи построили кладбище для палачей в самом отдаленном месте Стамбула, и те были похоронены здесь отдельно от остальных.

Об османских палачах

В интернете немало статей по этой теме, но информация в них мало отличается друг от друга. Когда я попыталась найти какие-то исследования по теме, то в самом толковом из них сразу же оговаривается, что кроме популярных баек информация довольно скудна. Очень мало архивных документов, потому трудно строить какие-то исследования.

Но вот то немногое, что удалось найти:

  • В Османской Империи палачей называли джеллат (cellat), помимо исполнения смертных приговоров они также пытали преступников, а ещё исполняли приговоры, предполагавшие удары кнутом. В османских источниках 15 и 16-го века нет документов, касающихся этой группы людей, однако Эвлия Челеби поясняет, что корпус палачей обрёл форму в правление Султана Мехмеда Фатиха, хотя такие люди, конечно, существовали и раньше.
  • Вероятно, в ранний период смертные приговоры приводил в исполнение вождь племени: голову отсекали мечом или стрелой, информации о других способах казни нет. Позже Султан только принимал решения о казни. Например, известно, что султан Мурад II, в начале правления пленил своего брата Шехзаде (Дюзмедже) Мустафу и приказал казнить его в крепости Эдирне. Нет информации о том, кто был палачом в этом случае.
  • Наверняка вам известна легенда о том, что во дворце султана палачами были садовники. Но и здесь всё овеяно туманом неизвестности - визирей, видимо, и правда казнили садовники (корпус бостанджи), но куда менее знатных преступников - как раз те, что относились к корпусу джеллат. Помимо столичного корпуса были аналогичные и в провинциях, из называли "палачами пашей". Если в тяжёлом преступлении был виноват крупный местный чиновник, то для исполнения приговора палача могли прислать из столицы. В этом случае голову казнённого привозили во дворец.
  • Во дворце Топкапы палачи постоянно находились у ворот между первым и вторым дворами дворца: на случай если приговорённый захотел убежать, там его смогли бы поймать. К 17-му веку корпус палачей насчитывал 70 человек. На начальном этапе там служили копты, но потом стали набирать цыган.

Кадр из ВВ
Кадр из ВВ
  • Считается, что палачи были глухонемые. Также им запрещалось отращивать бороду. За свою службу палачи получали жалованье по названием джеллатлык/джеладдие. Помимо фиксированной оплаты полагалось вознаграждение после каждого выполненного поручения. При утрате трудоспособности могла быть назначена пенсия.
  • Проливать кровь членов династии при казни запрещалось, поэтому применяли удушение шелковой веревкой или шарфом. То же самое касается и улемов (членов класса исламского духовенства)

Кадр из ВВ
Кадр из ВВ

  • Одним из палачей, имя которого часто упоминалось в Османской империи, был Кара Али, находившийся под властью Мурада IV. Рисуя портрет Кара Али, Эвлия Челеби говорит, что он был совершенным мастером в этой области, что он привязывал к поясу орудия пыток, топоры, молотки для повреждения конечностей и везде ходил в окружении помощников, которые были экипированы в той же манере. Ни на одном из их лиц не было и тени улыбки. Несмотря на это хладнокровие, когда Кара Али поручили казнь Султана Ибрагима, он не захотел выполнять это задание. Однако, когда его привели силой и повторили приказ, он выполнил приказ помощью своего ученика (9 августа 1648 г.). Это была последняя миссия Кара Али, и после инцидента он отправился в паломничество. Есть и другие известные палачи, например помощник Кара Али по имени Хаммал Али, а также Уста Сулейман, убивший Молодого Османа в 1623 году и казнивший Давуда-пашу.
  • Больше всего информации по этой теме касается способов осуществления приговоров. Но подробности дзен точно не пропустит.