Найти в Дзене
Интересная наука

Необычные самолёты. Часть 1.

Самолёты позволяют человеку ощутить свободу движения, полёта, взглянуть на облака рядом, на солнце, когда пасмурно, на землю с высоты, чувствовать величие природы и простор мира. Самолёты позволяют путешествовать, наслаждаться красотой мира и их самих, решать задачи. Красивые самолёты хорошо летают и это правда. Некрасивые тоже летают, у них получается хуже. Если что-то идёт не так, как надо, шансы посадить самолёт, который хорошо летает, выше. Этот рассказ о необычных самолётах, о таких, которые выглядят необычно. Часто стараясь добиться определённых показателей, конструкторы вынуждены использовать решения, которые обычно нет необходимости применять. Если у вас есть двигатели нужной мощности, экономичные, хорошие материалы, культура производства, то вы можете добиться нужных показателей без особого труда, применив традиционные схемы компоновки. Два крыла, один хвост, нужное количество двигателей, как правило не более четырёх, и вы получаете хороший самолёт. Есл

Самолёты позволяют человеку ощутить свободу движения, полёта, взглянуть на облака рядом, на солнце, когда пасмурно, на землю с высоты, чувствовать величие природы и простор мира. Самолёты позволяют путешествовать, наслаждаться красотой мира и их самих, решать задачи. Красивые самолёты хорошо летают и это правда. Некрасивые тоже летают, у них получается хуже. Если что-то идёт не так, как надо, шансы посадить самолёт, который хорошо летает, выше. Этот рассказ о необычных самолётах, о таких, которые выглядят необычно.

Часто стараясь добиться определённых показателей, конструкторы вынуждены использовать решения, которые обычно нет необходимости применять. Если у вас есть двигатели нужной мощности, экономичные, хорошие материалы, культура производства, то вы можете добиться нужных показателей без особого труда, применив традиционные схемы компоновки. Два крыла, один хвост, нужное количество двигателей, как правило не более четырёх, и вы получаете хороший самолёт.

Если у вас чего-то не хватает, нужно добиться преимущества, сэкономить на сопротивлении воздуха, повысить аэродинамическое качество, добавить мощности за счёт количества двигателей, повысить эффективность их работы. Всё это приводит к появлению самолётов, которые своим видом и характеристиками занимают замечательное место в истории авиации.

В этой статье, состоящей из 10 частей, каждая из которых об одном типе самолёта, Вы узнаете не только о самолётах, но и о людях, создававших их, о видах вооружения, об истории, предшествовавшей появлению и сопровождавшей эти удивительные летательные аппараты. Вы узнаете о самолётах с: тремя парами крыльев («Фоккер» Dr.1), самым большим количеством двигателей (12) («Дорнье» Do X), воздушным винтом на хвостовом оперении («Дорнье» Do 335), двумя фюзеляжами («Норт Америкен» P-82), дисковидным крылом («Чанс-Воут» XF5U), выполненным по схеме «летающее крыло» с 4 поршневыми двигателями («Нортроп» XB-35), десятью двигателями, в том числе 6 поршневыми и 4 турбореактивными («Конвэр» B-36), самыми мощными серийными турбовинтовыми двигателями (Ту-95), самой большой скоростью («Локхид» SR-71), крылом обратной стреловидности.

Первым в нашем списке будет Fokker Dr.1.

В Первую мировую войну стороны вели противоборство в воздухе, пытаясь добиться качественного и количественного преимущества. Помочь в этом мог истребитель – самолёт, предназначенный для уничтожения других самолётов. Истребитель вообще лучший самолёт, способный победить любой летательный аппарат. Чтобы это сделать, необходимо иметь преимущество в скорости, скороподъёмности, манёвренности и иметь достаточное вооружение. Конструкторское соревнование развивалось, в основном, между Великобританией, Францией и Германией. Определяющим в достижении высокой скорости была мощность двигателя, достигавшая 130-180 лошадиных сил. Для манёвренности в горизонтальной плоскости желательно иметь меньшую нагрузку на единицу площади крыла. То есть необходимо сделать самолёт легче, а крыло максимально больше. Если оно длинное, его изгибает, следует делать его прочнее, толще, если толстое – больше сопротивление воздуха, скорость меньше, если широкое – возникают проблемы с профилем и креплением. Нужен баланс. К 1916 году большинство самолётов были бипланами – имели две пары крыльев. Это позволяло обеспечить достаточную площадь крыла при относительно небольшом удлинении и приемлемое сопротивление на небольших скоростях полёта. И хорошую манёвренность, потому что органы управления по крену были, как правило, на каждом крыле. Чтобы улучшить все характеристики, конструкторы английской фирмы «Сопвич» сделали логичный шаг – добавили самолёту ещё два крыла.

Получился истребитель «Сопвич Триплан», самолёт с тремя парами крыльев. Подобное решение дало хорошие результаты. Крылья были недлинными, компактными, площадь крыла выросла, сопротивление выросло мало. Первый полёт состоялся 26 мая 1916 года. Скорость составила 187 км/ч при мощности мотора 130 л. с. И при удивительной манёвренности. Надо заметить, что немецкий Albatros D.V при мощности в 180 л. с. имел скорость 185 км/ч. Хороший истребитель показал высокие качества. Англичане получили преимущество.

Сопвич "Триплан"
Сопвич "Триплан"

Почитать о "Сопвиче" "Триплане" более подробно можно в Википедии (согласно данным Роскомнадзора иностранный владелец ресурса нарушает закон РФ): (https://ru.wikipedia.org/wiki/Sopwith_Triplane).

В 1917 году один самолёт стал трофеем. Немецкий авиаконструктор и производитель самолётов Антони Фоккер осмотрел «Сопвич Триплан» и дал задание Рейнхольду Платцу (https://en.wikipedia.org/wiki/Reinhold_Platz) создать аналогичный самолёт. Это не было копированием, конструктор получил задание построить триплан, но не имел других сведений о конкуренте. Не знаю, насколько эти сведения достоверны, но у немцев получилась своя машина. Ряд фирм представил модели, но в серию пошла доработанная версия, созданная Платцем. Первые 2 машины поступили в конце августа 1917 года в подразделение, руководимое самым результативным асом Первой мировой войны Манфредом фон Рихтгофеном, сбившим 82 самолёта. Машина получила самые положительные оценки, на ней сбили несколько самолётов. Манфред фон Рихтгофен, немецкий барон, был выдающимся лётчиком и хорошим организатором (https://ru.wikipedia.org/wiki/Рихтгофен,_Манфред_фон).

Руководимые им подразделения отличались высоким профессионализмом, грамотной организацией боевой работы и яркой окраской своих самолётов, смело заявлявшей противнику, что перед ними люди, готовые сражаться и побеждать. Психологический эффект имел значение, если лётчик видел в небе противника, о котором слышал, как минимум действовал осторожнее. Манфред фон Рихтгофен в конце войны летал на самолётах красного цвета и его называли красным бароном. Он оставил интересные воспоминания. Его брат Лотар, двоюродный брат Вольфрам были известными лётчиками.

Итак, в Jasta 11 хорошо оценили машину. Она получила обозначение Fokker Dr.1 и пошла в серию. Всего был произведён 321 самолёт. Серийные машины начали поступать на фронт в октябре 1917 года.

"Фоккер" Dr.1
"Фоккер" Dr.1
"Фоккер" Dr.1
"Фоккер" Dr.1
"Фоккер" Dr.1
"Фоккер" Dr.1
"Фоккер" Dr.1
"Фоккер" Dr.1
"Фоккер" Dr.1
"Фоккер" Dr.1
"Фоккер" Dr.1
"Фоккер" Dr.1
"Фоккер" Dr.1
"Фоккер" Dr.1

Fokker Dr.1 оснащался двигателем мощностью 110 л. с., хотя были опытные варианты с другими двигателями, развивал скорость 185 км/ч, имел продолжительность полёта 1,5 часа, был вооружён 2 синхронизированными пулемётами, стрелявшими через диск винта. Мощность двигателя на тот момент была относительно низкой, но благодаря конструкции самолёта удалось добиться достойной скорости, трипланная схема, форма крыла обеспечили очень хорошую манёвренность, но сделали машину сложной в пилотировании, особенно на взлёте и посадке. Для хорошего лётчика это был прекрасный инструмент, для неумелого – опасный. Это определило не очень большое количество произведённых машин. И прогресс шёл быстро, конкуренты становились лучше.

Ещё немного о синхронизированном вооружении. Стрелковое вооружение (пушки, пулемёты), которые располагались на фюзеляже самолёта и стреляли вперёд были точны, лётчик видел прямо перед собой, куда он стреляет. Вооружение, расположенное в крыльях, создавало веер трасс, которыми надо попасть в цель. Обычно такое вооружение ставится под определённым углом к оси самолёта и трассы сходятся на нужной дистанции. Но попасть из такого оружия сложнее, поэтому установленное на фюзеляже точнее и эффективнее. Но есть препятствие – вращающийся воздушный винт, если самолёт оснащён двигателем с воздушным винтом. Как правило, винт тянущий, находится впереди. Вы стреляете туда же, где винт. Винт имеет лопасти. В данном случае их две, винт деревянный, вращается со скоростью, которая создаёт видимое впечатление диска винта.

Пулемёт стреляет с определённой скорострельностью, в данном случае MG17 выпускал 700 пуль в минуту, то есть примерно 11 пуль в секунду. Идея синхронизатора состоит в том, что при движении лопасти винта по траектории движения пули устройство препятствует произведению выстрела, пока лопасть не уйдёт с линии огня. Всё гениальное просто. Первым эффективный синхронизатор создал Антони Фоккер, что произвело революцию в вооружении самолётов и позволило оснащённому им истребителю Fokker E.1 добиться впечатляющих результатов и дало немцам перевес в воздушных боях в 1915 году.

Fokker Dr. 1 имел 2 синхронизированных пулемёта, выпускавших 22 пули в секунду довольно точно, что было очень хорошим оружием, учитывая, что самолёты строились в основном из дерева и полотна и в большинстве не имели бронезащиты.

Производился Fokker Dr.1 до мая 1918 года, но использовался до конца Первой мировой войны. Он стал легендарным самолётом и самым известным трипланом в мире. В настоящее время в музеях и в эксплуатации есть много реплик Fokker Dr. 1. Реплика – это копия, сделанная максимально приближённо к оригиналу. Есть ситуации, когда реплику оснащают другим двигателем, маскируя его под оригинал. Чем более точно сделана реплика, тем она ценнее.

Ниже приведены ссылки на фильмы на Youtube.com (по данным Роскомнадзора иностранный владелец ресурса нарушает закон РФ), показывающие полёты реплик. Для тех, у кого Youtube не работает, видео продублировано ссылками на другие ресурсы.

Получить представление о воздушных боях в Первую мировую войну можно, посмотрев отрывок из фильма «Красный барон».

В художественных фильмах воздушные бои и истории лётчиков нашли достойное отражение.

Биография Манфреда фон Рихтгофена прекрасно показана в фильмах, которые можно найти на mail.ru: «Красный барон» («The red baron») (2008) https://my.mail.ru/mail/ekaterina.47/video/32485/135878.html?from=videoplayer

«Голубой Макс» («The Blue Max») (1966) https://my.mail.ru/mail/kiti5757/video/_myvideo/26736.html?from=videoplayer

"Красный барон" ("Von Richthofen and Brown") (1971) https://my.mail.ru/mail/smirpectr/video/2/3432.html?related_deep=1

В Первую мировую войну США вступили в 1917 году. До этого во Франции на стороне Антанты сражались добровольцы, в том числе лётчики, воевавшие в эскадрилье «Лафайет», названной в честь французского революционера Жильбера де Ла Файета (https://ru.wikipedia.org/wiki/Лафайет,_Жильбер ).

Об этих пилотах фильм «Эскадрилья «Лафайет» («Flyboys») (2006) https://my.mail.ru/internet.ru/nina.osetrova/video/45/1192.html?from=videoplayer .

Литература о Fokker Dr.1:

  1. «Бипланы, трипланы, гидросамолёты». М., ООО «Издательство АСТ», 2001. ISBN 5-17-006469-1. С. 256-с. 259.
  2. «Энциклопедия авиации». М.: ООО «Издательство АСТ», 2010. ISBN 978-5-17-044472-4. С. 217-с. 218.
  3. «Das groβe Flugzeug Typenbuch». Berlin, transpress VEB Verlag für Verkehrswesen, 1982. VLN 162-925/173/82. С. 102, с. 574-с. 575.