Найти в Дзене
Планета впечатлений

Планета Китай: Индустрия кофе в «Поднебесной»

Китайская чайная культура известна во всем мире: жасминовый чай, улун и пуэр можно купить практически в любом магазине, а чайными церемониями по китайским канонам с использованием разных атрибутов сегодня никого не удивишь.
В самом Китае история чая насчитывает более 2000 лет, но в последнее время быстро растет и потребление кофе, которое здесь начали пить с середины 1800-х годов.
Кофейные плантации расположены на юге Китая. В провинции Юньнань(в буквальном переводе - «к югу от облаков») , граничащей с Вьетнамом , Мьянмой и Лаосом, климат сравним Индонезией и Колумбией, поэтому именно там более ста лет назад один французский священник-энтузиаст начал выращивать кофе. Однако значительное увеличение площадей кофейных плантаций и рост производства кофе начались только в конце 20 века. Сегодня более 80 % урожая кофе в Китае поступает из Юньнани, и знатоки сравнивают его с южноамериканским кофе влажной обработки. Если раньше большая часть урожая кофе в Китае приходилась на сорта бурбона
Фото Сага Luckin Coffee
Фото Сага Luckin Coffee

Китайская чайная культура известна во всем мире: жасминовый чай, улун и пуэр можно купить практически в любом магазине, а чайными церемониями по китайским канонам с использованием разных атрибутов сегодня никого не удивишь.
В самом Китае история чая насчитывает более 2000 лет, но в последнее время быстро растет и потребление кофе, которое здесь начали пить с середины 1800-х годов.
Кофейные плантации расположены на юге Китая. В провинции Юньнань(в буквальном переводе - «к югу от облаков») , граничащей с Вьетнамом , Мьянмой и Лаосом, климат сравним Индонезией и Колумбией, поэтому именно там более ста лет назад один французский священник-энтузиаст начал выращивать кофе.

Однако значительное увеличение площадей кофейных плантаций и рост производства кофе начались только в конце 20 века. Сегодня более 80 % урожая кофе в Китае поступает из Юньнани, и знатоки сравнивают его с южноамериканским кофе влажной обработки.

Фото Perfect Daily Grind
Фото Perfect Daily Grind

Если раньше большая часть урожая кофе в Китае приходилась на сорта бурбона и типика бирманского происхождения, то позже они были вытеснены более устойчивым к заболеваниям гибридным сортом катимор. Пока качество китайской арабики проигрывает в сравнении с некоторыми лучшими сортами кофе в Азии (например, Sumatra Mandheling), но все знают, как быстро учатся китайцы и исправляют недочеты в любой сфере.

-4

Кофейная культура крайне медленно и «неохотно» приживалась в Китае, но сейчас это самый быстрорастущий рынок в мире. Примечательно, что рост популярности кофе в «поднебесной» был обусловлен не свойствами бодрящего напитка, а социальными сетями, где молодежь активно делилась фотографиями своих посиделок в кофейнях. Для них кофейная культура стала символизировать новый тип современной жизни, определенный статус и престиж.
Большая часть кофе, продаваемого в кофейнях Китая, производится из импортных зерен. В канун миллениума, в 1999 году, во Всемирном торговом центре Китая в Пекине открылся первый Starbucks. Кофейни этой сети стали появляться в крупных отелях и популярных туристических локациях.

В настоящее время Starbucks доминирует на рынке Китая по количеству своих точек, компания даже стала использовать юньнаньское кофе в своих заведениях. Более того, самый большой Starbucks в мире, представляющий собой многоуровневый ресторан с магазином (Starbucks Reserve), находится в Шанхае.
Вторым крупным брендом в Китае стала сеть Costa Coffee, основанная в Лондоне итальянцами Серджио и Бруно Коста в 1971 году. Это крупнейшая в Великобритании и вторая по величине сеть кофеен в мире.

Фото Yicai Global, Yicai Media Group
Фото Yicai Global, Yicai Media Group

Международные кофейные сети и ныне доминируют на китайском рынке, но и они вынуждены были адаптировать свой продукт к местным запросам. Дело в том, что в Азии предпочитают теплый, а не обжигающий кофе, что больше соответствует итальянскому стилю. При этом западные туристы найдут в меню китайских кофеен знакомые позиции: капучино, мокко, эспрессо, латте и даже фраппучино. Однако недавно в меню Starbucks, ориентирующего на местные запросы, появился латте со свининой — кофе с добавкой специального соуса из свинины и кусочка мяса. Напиток не дешев — 68 юаней за кружку.

-7

Вообще, и Starbucks, и Costa Coffee являются заведениями премиум-класса: кофе здесь стоит от 30 юаней, а если еще и с выпечкой... В то время как у нас выпить чашечку кофе можно даже в самом дорогом ресторане без особого «напряга» для кошелька, то иностранные бренды в Китае являются роскошью, недоступной для многих жителей страны.

-8

Поэтому местные предприниматели не оставили без внимания новую и перспективную тенденцию, и в Китае стали появляться маленькие «домашние» кофейни, а позже — и сетевые заведения. И те, и другие быстро нашли своих клиентов и стали процветать.
К примеру, Lucky Cup , кофейный бренд чайной сети Mixue, запущенный в 2017 году, известен своей стратегией сверхнизких цен: латте стоит 10 юаней, а американо — 5 юаней.

-9

По сравнению с ценами в Starbucks и Costa Coffee эти кофейни стали более привлекательными для многих китайцев.
В 2012 году компания Seesaw Coffee открыла свою первую кофейню в Шанхае. Теперь у них множество магазинов в крупных городах страны, причем компания сразу стала сотрудничать с фермерами из Юньнани, закупая попутно зерна и в лучших регионах мира по производству кофе.

Компания Seesaw Coffee считается пионером китайского спешелти кофе, проложившим путь для других местных сетей, таких как SOE, Metal Hands и Voyage Coffee.
Более локальная сеть — Buzztime Coffee в Шанхае – сделала своей «фишкой» камерность и домашний уют в своих кофейнях, которые расположены в основном в районах, где сосредоточены рестораны и небольшие магазины.

Еще одна шанхайская сеть – ParCoffee. Ее самый известный магазин в форме кофейной чашки находится недалеко от Huashi Plaza.
Кофейни и магазины Luckin Coffee появились в 2018 году, а сейчас заведения этого бренда находятся в 240 городах Китая.

И дело здесь не в «счастье» или «удаче» (Luckin, или ruixing по-китайски), а в принципиально новом подходе: заказ осуществляется через специальное приложение для смартфона или на некоторых популярных в Китае платформах, и его можно забрать непосредственно в магазине или оформить доставку.

-13

В минималистичных бело-голубых кофейнях Luckin Coffee нет касс и кассиров, и, хотя такая онлайн-модель бизнеса и само понятие «кофе на вынос» противоречили прежней идеологии, согласно которой потребление кофе было синонимично общению с друзьями и подразумевало определенный статус, Luckin Coffee быстро стал популярным.

При этом для приготовления кофе там используется только арабика, полученная из ведущих регионов-производителей кофе - Эфиопии, Бразилии, Колумбии и Гватемалы. Кроме того, Luckin Coffee стала первой компанией, которая открыла свои точки в небольших провинциальных городах, в том числе и в отдаленных провинциях страны.
Примеру Luckin Coffee последовала компания Coffee Box (Lian Coffee). В принципе, еще с с 2012 года она существовала как приложение для доставки кофе Starbucks, Costa и других известных брендов через приложение для обмена социальными сообщениями WeChat, а в 2016 году был создан свой собственный бренд Coffee Box.
В настоящее время кофе в Китае стал настолько популярным и прибыльным продуктом, что даже аптека традиционной китайской медицины Tongrentang, существующая с 17-ого века, в 2020 году открыла в Пекине кафе, где подают различные виды кофе с лекарственными добавками.

Фото China Food Ingredients
Фото China Food Ingredients

В Ханчжоу другая старая аптека, Huqingyutang, основанная в 1874 году во времена поздней династии Цин, также отреагировала на новые тренды и открыла кафе Herbs Expresso.

Правда, под видом кофе здесь подают напитки, полученные из трав и приготовленные с помощью кофемашины. Но и такой «кофе» со вкусом кофе пользуется спросом.

Фото China Food Ingredients
Фото China Food Ingredients

В общем, новые концепции кофейной культуры появляются в Китае буквально в режиме нон-стоп, и в перспективе — выход Китая на первое место в мире по потреблению кофе, что, учитывая численность его населения, не кажется фантастикой.