Судьба артиллерийской установки ТМ-III-12

242 прочитали

В экспозиции Музея железных дорог России под открытым небом можно увидеть артиллерийскую установку ТМ-III-12. Чем интересна эта артустановка, какую роль ТМ-III-12 сыграли в обороне полуострова Ханко и почему на ней установлены орудия линкора «Генерал Алексеев»? Рассказываем в статье.

В экспозиции Музея железных дорог России под открытым небом можно увидеть артиллерийскую установку ТМ-III-12.

В 1930–1931 г. комиссия, назначенная начальником морских сил СССР, разработала тактико-технические задания на береговые артиллерийские системы на железнодорожном ходу. Морские орудия на железнодорожных транспортёрах были мобильны и могли быть быстро развёрнуты или свёрнуты на позициях. Железнодорожный транспортёр — платформа для транспортировки особенно тяжёлых и негабаритных грузов. Кроме того, такие орудия возможно использовать на сухопутном фронте массировано или поорудийно. Всех этих достоинств не имеют орудия береговой обороны, установленные стационарно.

В соответствии с разработанными тактико-техническими заданиями, на Балтийском, Тихоокеанском и Черноморском флотах с 1936 г. по 1941 г. было развёрнуто десять новых железнодорожных артиллерийских батарей, в состав которых входило пятнадцать транспортеров с морскими орудиями калибров 356 и 305 миллиметров и двадцать транспортеров с орудиями калибром 180 миллиметров.

Транспортёр, экспонируемый музеем, имел обозначение ТМ-III-12 (транспортер морской, третий тип, калибр 12 дюймов) и входил в состав 9-й отдельной железнодорожной артиллерийской батареи. Все три 305-мм (12-дюймовых) транспортёра этой батареи были выпущены Николаевским заводом им. Андрэ Марти в 1938 г. Дальность стрельбы дальнобойными фугасными снарядами обр. 1928 г. достигала 46 километров. Кроме транспортёра, батарея располагала паровозом серии ЭМ, спецвагонами (пункт управления стрельбой, снарядный и зарядный погреба и силовая станция), вагонами для перевозки личного состава и имущества, разведывательной дрезиной.

По мирному договору с Финляндией СССР приобрёл право разместить военно-морскую базу на полуострове Ханко и в 1940 г. туда была переброшена 9-я батарея. Сразу после возобновления Финляндией боевых действий против СССР база на Ханко оказалась блокирована с суши. Оборона полуострова Ханко, которая началась 22 июня 1941 г., была наиболее успешной операцией ВМФ СССР в 1941 г. Боевая работа железнодорожной артиллерии оказала значительное влияние на успешность обороны всей базы, в частности, исключила блокаду базы с моря. Но невозможность продолжать снабжение базы после ледостава вынудила эвакуировать её морским путём. Материальная часть железнодорожной артиллерии не могла быть эвакуирована по морю, поэтому она была приведена в негодность, стволы орудий уничтожены внутренними взрывами.

Финская морская артиллерия тоже испытывала потребность в мощных маневренных орудиях, но восстановление трофейных транспортёров оказалось нелёгким делом. Были использованы орудия линкора «Генерал Алексеев» (бывший «Александр III»), интернированного в Тунисе в составе русского белого флота. Финское правительство ранее выкупило орудийные стволы у французского правительства для береговой обороны Финляндии, и три из них были переданы для восстановления подорванных железнодорожных артиллерийских установок. После установки этих орудий, однотипных тем, что ранее стояли на транспортёрах, батарея была восстановлена. В 1942 г. прошли пробные стрельбы одного из орудий, в следующем году – двух других. В боевых действиях против СССР они не участвовали. После прекращения боевых действий между Финляндией и СССР в 1944 г. трофейная железнодорожная артиллерия была возвращена СССР, где ТМ-III-12 продолжили службу в системе береговой обороны Балтийского флота.

Больше об экспонатах — в мобильном приложении музея.