Найти в Дзене
Хроники св. Женевьевы

Хозяйки Люксембургского дворца

Люксембургский сад и дворец - два связанных между собой, конечно, но разных объекта VI округа. Сад публичный, открытый в любой сезон, полный людей, птиц, цветов и литературных ассоциаций и, пожалуй, более известный, чем дворец, в котором после революции заседает верхняя палата французского парламента - Сенат - следовательно просто так туда не попадешь, Для презентации дворца обычно хватает нескольких фраз, типа, был построен по приказу Марии Медичи по образцу палаццо Питти во Флоренции, где прошло ее детство, является шедевром, потом тюрьма, потом Сенат и т.д. в этом духе. Если с королевой все более-менее ясно, то о том, что было во дворце после нее и до революции почти не рассказывают, попробуем выяснить. Но прежде, чем перейти к устройству дворца и сада стоит сказать пару слов о соседях, которых приобрела королева и которые были здесь задолго до нее. Где-то в районе сегодняшних ав. Обсерватории и ул. Огюст-Конт, т.е. почти на территории Люксембургского сада в долине, носившей тогда

Люксембургский сад и дворец - два связанных между собой, конечно, но разных объекта VI округа. Сад публичный, открытый в любой сезон, полный людей, птиц, цветов и литературных ассоциаций и, пожалуй, более известный, чем дворец, в котором после революции заседает верхняя палата французского парламента - Сенат - следовательно просто так туда не попадешь,

А. ван Дейк. 1631 Поздний портрет уже изгнанной королевы.  Музей изящных искусств Бордо
А. ван Дейк. 1631 Поздний портрет уже изгнанной королевы. Музей изящных искусств Бордо

Для презентации дворца обычно хватает нескольких фраз, типа, был построен по приказу Марии Медичи по образцу палаццо Питти во Флоренции, где прошло ее детство, является шедевром, потом тюрьма, потом Сенат и т.д. в этом духе. Если с королевой все более-менее ясно, то о том, что было во дворце после нее и до революции почти не рассказывают, попробуем выяснить.

Отлучение Роберта Благочестивого от церкви. Жан-Поль Лоренс , 1875 год, Музей Орсе .
Отлучение Роберта Благочестивого от церкви. Жан-Поль Лоренс , 1875 год, Музей Орсе .

Но прежде, чем перейти к устройству дворца и сада стоит сказать пару слов о соседях, которых приобрела королева и которые были здесь задолго до нее. Где-то в районе сегодняшних ав. Обсерватории и ул. Огюст-Конт, т.е. почти на территории Люксембургского сада в долине, носившей тогда имя Вовер король Роберт II Капет или Роберт Благочестивый в начале  XI века построил для себя небольшой замок среди виноградников и зеленых лугов. Король был женат вторым браком на Берте Бургундской и считается, что он, единственный из королей того времени, действительно любил свою жену, но они приходились не слишком дальними родственниками и папа велел расторгнуть брак, король не согласился и превратился в Роберта Отлученного, папа наложил на королевство интердикт. (хотя вероятно, все было не совсем так, 7 лет покаяния и только потом отлучение, если они не расстанутся, поэтому просто краски сгустились со временем, еще бы, такая история)

Богослужения больше не совершались в Париже, и усопших не хоронили в
святой земле. Колокола замолчали. Повсюду царила самая мрачная печаль. Парижане бродили по улицам, издавая зловещие восклицания, воздевая руки к небу, проклиная короля, навлекшего на Францию ​​столько несчастий.
Безымянная картинка, фантазийно представляющая руины замка Вовер, нет его изображений, ясное дело
Безымянная картинка, фантазийно представляющая руины замка Вовер, нет его изображений, ясное дело

Короля видели бродящим по городу, молящимся у церквей и не имеющим возможности туда войти. Он потом все-таки развелся, несчастливо женился в третий раз, а в замке, полностью заброшенном стали наблюдаться явления сатаны со свитой демонов, полный набор народных ужасов, дорога к замку заросла густыми кустами ежевики и долго потом пастухи обходили стороной это место. Или там просто образовался двор чудес. Говорят, отсюда появилось высказывание aller au diable au vert, что-то вроде " к черту на кулички (Кулишки)".

Портал монастырской церкви в XVII веке
Портал монастырской церкви в XVII веке

В 1257 г. Людовик Святой приглашает в Париж монахов ордена картезианцев и предоставляет им участок и замок Вовер, больше там нечистая сила не водилась. Монастырь получал пожертвования, постепенно богател и расширялся, не платил половину налогов, не спонсировал войны, не предоставлял приют, у монахов были сады, питомники, огороды, виноградники и ветряная мельница, расположенная недалеко от пересечения улицы Анфер (бул. Сен-Мишель) с улицей Нотр-Дам-де-Шан. 18 июля 1484 года король Карл VIII приехал на обед к картезианцам, нашел их вино настолько хорошим, что приказал закупить для себя белого и красного. Вот так до революции монахи тут и прожили.

Jean-Léon Gérôme (1868). Казнь маршала Нейя
Jean-Léon Gérôme (1868). Казнь маршала Нейя

Под стенами монастыря в 1815 г. был расстрелян маршал Ней, проведший время до казни в тюрьме Люксембурга. (оценку ему давать не берусь, скажу, что в одной не слишком давней переведенной на русский книге о нем рассказ начинается со слов : "У подножия бесконечной скучной серой стены, окружающей ресторан «Шартрез»...". Это опять мои пять копеек про переводчиков, которые, видимо не зная, что "Chartreuse" это "картезианцы", но зная напиток шартрез, решили, что это ресторан, за бесконечной серой стеной, да. Вот, высказалась.)

Ну вот тут и секрета нет, все ингридиенты поименованны. Хотя он разный есть, зеленый-более крепкий, желтый мягче
Ну вот тут и секрета нет, все ингридиенты поименованны. Хотя он разный есть, зеленый-более крепкий, желтый мягче

Но крепкий диджестив шартрез и действительно до сих пор производится картезианцами во многих винокурнях, составляя значительную часть их дохода. Считается, что рецепт попал в руки именно парижских монахов в 1605 г. Он, естественно, держится в тайне до сих пор. Примерно на том же углу, где у монахов была мельница сегодня установлен памятник маршалу. (на бульваре Сен-Жермен, 128, недалеко от театра "Одеон" имеется магазин и тайный бар "Chartreuse Paris-Vauvert", там все про шартрез и экскурсии проводят, записываться надо, конечно).

Буассо, Жан, издатель, Шатильон, Клод де, автор модели. 1641 г. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet. Самое ранее, что нашла и все равно уже после королевы
Буассо, Жан, издатель, Шатильон, Клод де, автор модели. 1641 г. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet. Самое ранее, что нашла и все равно уже после королевы

С такими соседями Мари Медичи приобрела участок в 1612 году. Ей нравился этот район «благодаря обширным садам и величественным особнякам, что сочетают в себе городские и деревенские прелести». Приобрела у герцога Люксембургского, и в истории закрепилось это имя, а не Медичи, возможно из-за последовавших разногласий королевы с сыном, Людовиком XIII, и не Орлеанский отель, хотя и герцогам Орлеанским он позднее принадлежал.

Малый Люксембург. www.senat.fr
Малый Люксембург. www.senat.fr

От первоначального Люксембургского отеля сохранился небольшой отель, называемый Малым Люксембургом, где сегодня располагается резиденция председателя Сената. Доступ- только в дни культурного наследия. Интересно, что его Мария Медичи пожаловала Ришелье, на которого тогда делала ставку, как на союзника. Он передал отель своей племяннице, герцогине д'Эгийон (кардинал ел бульон с госпожой д'Эгийон (с)), потом он оказался у принцев Конде, которые его сильно и красиво перестроили, этот облик и сохранился до наших дней.

Silvestre, Israël. Вид на дворец и сад. 1658 ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Silvestre, Israël. Вид на дворец и сад. 1658 ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Этот Малый Люксембург очень скоро оказался мал для королевы и ее штата, через 3 года начинается строительство. На первом этаже были караульные и хозяйственные помещения, вестибюли и парадная лестница, второй этаж занимали личные покои, часовня, парадная спальня, Золотой кабинет и галерея Рубенса. В 1621 г. королева, уже не регент, но желавшая иметь и демонстрировать власть и величие (вот не самый она приятный человек, все-таки, даже муж уже кровь не портил, а все интриги, интриги, о ней даже современники говорили, что "интеллект не был ее главным качеством") призывает к себе уже известного при дворах Европы Рубенса и заказывает ему за баснословную сумму цикл картин, прославляющих ее и Генриха, по 24 больших полотна. Рубенс несколько раз приезжал в Париж, один раз точно останавливался в Люксембурге.

За 2 года художник создает картины из жизни королевы от рождения, при этом, при создании программы полотен Рубенсу и причастным пришлось потрудиться, выдавая поражения королевы за триумфы, вроде ее возвращения из ссылки, куда сын-король ее отправил, желая-таки править хоть как-то самостоятельно. Отсюда масса аллегорий, мифологических сюжетов и библейских отсылок. Весь цикл, если позволите ИМХО, поэтому получился такой, ну очень заказной, политизированный и слишком уж пышный и восторженный. Про короля картины так и не были закончены, политическая обстановка изменилась, королеву опять изгнали после "Дня одураченных", который тоже случился в Люксембурге. (писать о нем смысла нет, все рассказано, она проиграла, умный Ришелье всех победил, разрушив козни королевы, явившись не вовремя из своего Малого Люксембурга).

Неизвестный автор. Портрет Анны-Марии-Луизы Орлеанской. XVII век ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Неизвестный автор. Портрет Анны-Марии-Луизы Орлеанской. XVII век ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

В 1631 г. Мария Медичи навсегда покидает Францию, умирает в Кельне, дворец оставляет любимому младшему сыну Гастону Орлеанскому, после его смерти там живут две его дочери. У Великой Мадемуазель, Анны-Марии-Луизы Орлеанской в Люксембурге разыгрывается довольно драматическая, особенно для дамы ее положения и состояния, а она была самой богатой невестой чуть ли не в Европе, любовная история: подходящего альянса не нашлось, поэтому случился мезальянс, она выбрала себе партию в лице герцога Лозена, Людовик XIV сначала дал разрешение на брак, потом на него со всех сторон так давили, что пришлось запретить, герцог был зол, нагрубил мадам Ментенон, был посажен в тюрьму, она все ждала, пыталась выкупить его за свои поместья, переписанные на сына короля. Все-таки поженились, в Люксембурге были скандалы, пишут даже, что и драки между супругами. В конце концов, она его выгнала, закончила дни в одиночестве и смирении в Люксембургском дворце.

Пьер Гобер. Мария Луиза Элизабет Орлеанская, герцогиня Беррийская. 1714. Прадо
Пьер Гобер. Мария Луиза Элизабет Орлеанская, герцогиня Беррийская. 1714. Прадо

Потом настало время дочери другого герцога Орлеанского, здесь жила герцогиня Беррийская, дочь регента, женщина, к 23 годам приобретшая репутацию первой распутницы Парижа. О ней в городе ходило множество слухов, говорили об оргиях в Люксембурге, о том, что отец ее принимал в них участие, степень его участия также обсуждалась, Вольтер в своей пьесе очень явно на это намекает. Но это, все-таки, вероятнее всего, навет. Интересно, что имеется описание оргий, но кажется из под пера того, кого на них не звали, если таковые действительно имели место. Точно известно, что во время карнавала 1719 г. герцогиня устроила грандиозный прием во дворце на 263 человека, все помещения, дворы, фасады были украшены огнями, в галерее Рубенса был дан концерт, потом обед, меню которого сохранилось. Он, пожалуй, затмевает некоторые известные королевские приемы. Умерла веселая вдова в те же 23 года при 6-х неблагополучных родах. Во дворце жили и ее сестры, супруга герцога Моденского и вдова испанского короля, бывшая королевой всего семь месяцев.

Тициан. Мадонна с кроликом. Лувр Выставлялась в Люксембургском музее с 1750 г.
Тициан. Мадонна с кроликом. Лувр Выставлялась в Люксембургском музее с 1750 г.

На протяжении всего правления Людовика XIV во дворце проводились только самые элементарные работы по поддержанию его состояния. Но с 1733 по 1736 гг необходимо было провести капитальный ремонт и переоборудовать восточное крыло, апартаменты бывшей испанской королевы. В пустовавших после ее смерти помещениях в 1750 г. была организована постоянная экспозиция картин из кабинета короля, которая положила начало музею. Т.е. Люксембургский музей открылся для общественности значительно раньше Лувра. Доступ осуществлялся по средам и субботам с 10:00 до 13:00 зимой и с 16:00 до 19:00 летом. В музее около ста картин из Версаля: Леонардо да Винчи, Тициан, Веронезе, Рембрандт, Ван Дейк, а также Пуссен, Вуэ, Лоррен. Эта инициатива широко освещалась в прессе и привлекала публику, в том числе иностранную. И художников, конечно, раньше им были недоступны шедевры, скрытые в королевских коллекциях. Ватто проводил там много времени, постигая Рубенса.

Garbizza, Angelo. Дворец и сады. Vers 1796 — 1806 ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Garbizza, Angelo. Дворец и сады. Vers 1796 — 1806 ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Тут появляется последний, и единственный, хозяин дворца, граф Прованский, В 1780 г., получив дворец от короля, будущий Людовик XVIII, понятно, закрыл музей и вернул все картины королю, включая цикл Медичи. Плюс, из-за постоянной нехватки денег распродает земли вокруг дворца. По возвращении королевской семьи из Версаля в Париж в 1789 г. граф живет в Малом Люксембурге, под надзором позднее, откуда успешно сбегает в 1791 г. и скитается по европейским городам, пока не обоснуется в Англии. В общем, если можно это посчитать заключением к тексту, то никто из жильцов дворца, кажется, не был сильно уж тут счастлив. В следующий раз коротенько посмотрим, что было после и изучим сад. И подписывайтесь на телеграм-канал, там другие истории, например про секрет Эйфелевой башни или про миндальные пироженки