Найти в Дзене
Хочу в путешествие

Антверпен - он удивителен (Александр Блок)

В бельгийском Антверпене мы провели один день, и он выдался очень насыщенным. Всего один день! А в него уместилось так много! Мы путешествовали самостоятельно. Нам никто не ставил никаких условий. Шли, куда глаза глядели. Смотрели на то, куда ноги довели. Поэтому и успели так много Настало время нам направиться к замку Стен. Учёным удалось достоверно выяснить, что стены замка были заложены в 9 веке. Таким образом,  крепость Стен является самым старым сооружением Антверпена, вокруг которого, собственно, и вырос весь остальной город. Первоначально Стен был фортом, предназначенным для обороны от пиратов и викингов. Позже выполнял функции тюрьмы. Тюрьма закрылась в 1832 году.  Некоторое время здание использовалось в качестве жилого дома, затем было лесопилкой, складом для хранения рыбы. В 1862 году замок Стен был передан музею Античности. А с 1952 по 2008 год там находился Национальный морской музей. У входа в замок Стен в 1962 году был поставлен памятник Длинному Вапперу работы Альберта

В бельгийском Антверпене мы провели один день, и он выдался очень насыщенным. Всего один день! А в него уместилось так много! Мы путешествовали самостоятельно. Нам никто не ставил никаких условий. Шли, куда глаза глядели. Смотрели на то, куда ноги довели. Поэтому и успели так много

Настало время нам направиться к замку Стен.

Антверпен. Замок Стен. Фото автора
Антверпен. Замок Стен. Фото автора

Учёным удалось достоверно выяснить, что стены замка были заложены в 9 веке. Таким образом,  крепость Стен является самым старым сооружением Антверпена, вокруг которого, собственно, и вырос весь остальной город. Первоначально Стен был фортом, предназначенным для обороны от пиратов и викингов. Позже выполнял функции тюрьмы. Тюрьма закрылась в 1832 году.  Некоторое время здание использовалось в качестве жилого дома, затем было лесопилкой, складом для хранения рыбы. В 1862 году замок Стен был передан музею Античности. А с 1952 по 2008 год там находился Национальный морской музей.

У входа в замок Стен в 1962 году был поставлен памятник Длинному Вапперу работы Альберта Пулса. Худой и высокий, он стоит  у замка Стен не случайно. Согласно легенде, именно в этом замке Длинный Ваппер и жил.

Длинный Ваппер. Фото автора
Длинный Ваппер. Фото автора

Кто же он такой? Это фольклорный персонаж, к тому же  большой проказник. Обычно на своих длинных ногах он брел к какому-нибудь возвышению, а, взобравшись на него, немедленно съеживался, принимая облик одного из уличных мальчишек. После этого он смешивался с толпой детей, которые в вечерние сумерки принимались за игры. Одной из их любимых игр была «пни шляпу». В этой игре один из мальчиков, на которого падал жребий, давал свою шляпу. Эту шляпу мальчишки пинали друг к другу, пока хозяин ее не перехватит. Игра шла весело, пока жребий не падал на Большого Ваппера. И горе было тому, кто первый пинал его шляпу! Деревянные башмаки разлетались на куски, а большой палец разбивался в кровь, поскольку эта шляпа оказывалась тяжелым железным горшком. После этого можно было услышать громкое «Ха-ха-ха!» проказливого Ваппера, которого все бросались искать, но нигде не могли найти.
Частенько он стучал в окна верхних этажей, чем наводил на жителей страх. Голова его могла подниматься намного выше крыш. Ваппер мог даже  перешагивать через дома, громко смеясь. Если он видел в окне какую-нибудь кружевницу или других мастеров и мастериц, засидевшихся допоздна за работой, то обычно кричал им: «Ночь для меня, день для вас!»  Еще он был способен перевоплощаться в разных людей, в том числе младенцев и женщин, и пугать до смерти простых горожан.

-3


Но больше всего доставалось от Длинного Ваппера пьяницам. По вечерам он выискивал  пьяных, возвращающихся с очередной дружеской попойки. Если находил, то злился и шел следом. Чем больше злился, тем сильнее вырастал в размерах. Так  что он мог легко заглядывать в окна второго или третьего этажа и грозить пальцем усталым пьянчужкам, собирающимся лечь спать. Вот и получается, что будучи недобрым и даже вредным персонажем, Длинный Ваппер руководствовался своими собственными понятиями о справедливости и худо-бедно ее восстанавливал. Видимо, поэтому горожане и решили увековечить его в памятнике.
Пообщавшись с Длинным Ваппером и заглянув в замок Стен, продолжаем прогулку по городу вдоль Шельды.

-4
-5

Выйдя из крепости Стен, идем по  прогулочной дорожке  вдоль полноводной Шельды.

-6

Александр Блок назвал Антверпен удивительным. Мы абсолютно согласны с поэтом, который более ста лет назад писал в письме матери: "... Антверпен - он удивителен: огромная, как Нева, Шельда, тучи кораблей, доки, подъёмные краны, лесистые дали, запах моря, масса церквей, старые дома, фонтаны, башни..."

-7

На берегу видим отслужившие свое корабли. Своеобразный музей под открытым небом. Теперь здесь они напоминают людям о своем славном прошлом.

-8

-9
-10

Идем к дворцу, построенному в стиле нео ренессанса. По-французски он называется Пилотаж.

-11

Я бы назвала его Дворцом Лоцманов. Это база, предназначавшаяся для лоцманов, которые помогали кораблям войти в порт или, напротив, покинуть его. Антверпенские лоцманы знали лучше, чем кто либо, капризный нрав Шельды. Именно они помогали капитанам судов избежать песчаных отмелей и других неприятностей.

-12

Кстати, если вы присмотритесь, то увидете на верху фасада, обращенного к Шельде, все того же римского воина Сильвиуса Брабо, который победил великана Антигона и выбросил его руку в реку. (Между прочим, по-французски река называется Эско). О фонтане Брабо я писала в первой статье. Ссылку на неё оставлю в конце этого рассказа.

-13

Напротив Пилотажа установлен памятник воинам Первой и Второй мировых войн.

-14

Поворачиваем за угол и оказываемся перед современным сооружением.

-15
-16

Это музей Ан де Стром  (Museum Aan de Stroom (MAS), что дословно переводится   Музей на реке.  Он был открыт 14 мая 2011 года.  Причудливое 62-метровое здание, фасад которого выполнен из индийского красного песчаника, построено на месте заброшенного портового дока. Плитки песчаника на фасаде украшены отлитыми из металла кистями рук, которые, как мы уже знаем, являются символом города.

-17

Необычность архитектурного решения, отвечающего всем современным требованиям, поражает еще больше, когда внедряешься в историю этого места. Сложно поверить, что на месте этого Музея на реке, раньше, во времена Наполеона,  были обычные военные казармы, а подвалы служили складом для зерна. Благодаря этому урбанистическому феномену  город получил новый имидж. Жители Антверпена рассчитывают, что MAS станет городским символом, как Эйфелева башня в Париже.

-18

Музей знакомит своих посетителей с тысячелетней историей Антверпена - города-порта. Здесь расположились этнографический музей, музей корабельного дела со старинными баржами и устрашающими носовыми украшениями кораблей викингов, музей фольклора, где можно увидеть изумительные фламандские кружева. Здесь же находятся экспозиции классического и современного искусства. Всего музейная коллекция насчитывает более 470 000 объектов. И она постоянно пополняется.

-19

В брошюре, которую выдают при покупке билета (правда, на русском языке нет), указывается, что в  музее 10 ярусов. (я бы сказала 12, есть нулевой и 0,5-ый). Некоторые ярусы отведены под мастерские, офисы, ресторан. Между прочим, это  мишленовский ресторан t'Zilte. На последнем десятом ярусе находится смотровая площадка. Вход на нее бесплатный. В летнее время она открыта до полуночи. В зимнее до 22 часов.
На 3 ярусе размещаются временные выставки.  А с 4 по 8 этаж представлены постоянные экспозиции.
Каждый этаж оформлен по разному и имеет свое название. Используются современные технологии. Например, на одном из этажей фильм показывают на больших экранах их фольги.

-20

-21

4 этаж - Демонстрация власти. Власть и атрибуты власти существовали во все времена и у всех народов. Здесь представлены экспонаты, указывающие на политическую, экономическую мощь, амулеты, помогавшие добиться успеха, богатства, благополучия.
5 этаж - Метрополия (столица). Представление о городе складывается из сооружений, зданий, здесь возведенных, событий, которые тут происходили и происходят, но также из портретов людей, здесь проживавших и проживающих, и их личных историй.
6 этаж - Мировой порт. Торговля и навигация. Здесь представлено все, что связано с историей Антверпена, как одного из крупнейших мировых портов.

-22

7 и 8 этаж называются Жизнь и смерть. Откуда мы пришли? Куда мы движемся?  Вечные вопросы... Мифы, легенды, мировые религии, философия и научные изыскания... Человек разными способами пытался и пытается до сих пор понять, объяснить смысл своего существования. На этих двух этажах представлены произведения искусства и ритуальные предметы, отражающие различные подходы к осознанию смысла жизни.

-23
-24
-25

Мы взяли билет на постоянные экспозиции. Можно взять единый билет: постоянные и временные выставки. Мы начали осмотр с верхнего яруса.

-26

Поднявшись на смотровую площадку, смогли полюбоваться открывшейся перед нами панорамой города.

-27
-28
-29

Затем мы осмотрели залы музея. И убедились, что каждый этаж имеет свои особенности и отличается от других по своему дизайну.

-30
-31
-32
-33

Мы покидаем музей

-34

и держим путь к дому Рубенса.

-35

Надеюсь, что расскажу об этом в следующей статье.

Начало рассказа о нашем путешествии в Антверпен здесь.

Спасибо, что путешествуете со мной. Если вам понравился Антверпен, напишите об этом в комментариях. До новых путешествий!