Найти в Дзене
КиноБуква

Восторженные отзывы критиков и призы международных кинофестивалей – почему стоит смотреть российский скринлайф-триллер «Я иду играть»

Чтобы российскому фильму нынче получить международное одобрение, нужно снять какую-то клюкву. Как минимум. Но случай оказался не тот. Тематика для нашей страны более чем актуальна и болезненна. Не нужно угождать западу, говоря о страшных фактах.

Все наверняка (по крайней мере те, у кого тогда, в 2015-2017 годах были дети-подростки), слышали о загадочной игре «Синий кит».

Тогда в соцсети в закрытую группу вступали дети с определенной целью. Мама отругала, девочка посмеялась, в классе объявили бойкот и еще сто «важных» причин для того, чтобы уйти из жизни. Финальная цель после выполнения заданий – самоубийство. И медленно, верно и грамотно тебя подводит к этому некий куратор (очевидно, тоже подросток, только куда более сильный. Тот, кто решил поиграть в бога).

Кадр из фильма «Я иду играть», 2024 год, режиссер Анна Зайцева
Кадр из фильма «Я иду играть», 2024 год, режиссер Анна Зайцева

Интересно, что реальное существование этой игры не подтверждено до сих пор. Родителей, которые хоть как-то следят за своими детьми и интересуются их жизнью, охватила паника. Потому что было много суицидов, предсмертные видео, хештеги на личных страницах детей.

Фильм, который я сегодня рекомендую как раз об этом. О таком аналоге Синего кита. И да, смотреть рекомендую с детьми. Как и «Слово пацана». Смотреть, объяснять, обсуждать. Психика подростка крайне нестабильна, ими легко управлять, их мир – это мир глобальной паутины, на 90% состоящий из виртуальной, цифровой реальности. Вот только с крыш они бросаются по-настоящему.

🎬Я иду играть (2021)

Кадр из фильма «Я иду играть», 2024 год, режиссер Анна Зайцева
Кадр из фильма «Я иду играть», 2024 год, режиссер Анна Зайцева

Скринлайф (screen life) — это формат киноповествования, в котором события фильма происходят полностью или почти полностью на экране компьютера, планшета или смартфона.
То есть всё, что видит зритель — рабочий стол компьютера, экран смартфона и, соответственно, действия, которые с помощью этих устройств совершает герой. Например – поиск чего-либо в сети, переписки в чатах и мессенджерах, запись видео с экрана, просмотр файлов, видео звонки, гугл и яндекс-карты.

Пожалуй, самый известный фильм жанра - «Поиск» Аниша Чаганти о том, как отец в поисках пропавшей 16-летней дочери взламывает её компьютер и понимает, что ничего о ней не знал.

Кадр из фильма «Я иду играть», 2024 год, режиссер Анна Зайцева
Кадр из фильма «Я иду играть», 2024 год, режиссер Анна Зайцева

Действие «Я иду играть» разворачивается в наши дни в Твери. Мать-одиночка и две дочери. Младшая - нежная фея, вторая шестнадцатилетняя бунтарка Дана (Анна Потебня), считающая, что мамы могут любить только фей. Но тихоня-фея внезапно шагнула под электричку.

И Дана, которая с сестрой не была близка, начинает собственное расследование.

Кадр из фильма «Я иду играть», 2024 год, режиссер Анна Зайцева
Кадр из фильма «Я иду играть», 2024 год, режиссер Анна Зайцева

«Цифровая жизнь, тот самый скринлайф, серьезно влияет на психическое здоровье — о важности которого сейчас там много говорят во всем мире. Но если мы начинаем винить в этом только Интернет и соцсети, то мы лишь переводим стрелки от проблем, которые окружают подростков не в цифровом, а физическом мире. Проблема отношений с семьей и с социумом универсальна для любого поколения. Просто к ним добавилось беспрецедентное погружение в новое цифровое пространство».
Анна Зайцева, режиссёр

Кадр из фильма «Я иду играть», 2024 год, режиссер Анна Зайцева
Кадр из фильма «Я иду играть», 2024 год, режиссер Анна Зайцева

В одной из соцсетей погибшей сестры Дана обнаруживает странную группу, участники которой участвуют в опасной игре. Она понимает, что сестра «играла» и дошла до финала. Зачем? Почему? Какие причины побудили её пойти на этот страшный шаг? И кто стоит за всем этим?

Чтобы выйти на организатора, Дане приходится вступить в игру и выполнить двадцать одно задание. Девушке придется рискнуть всем. Впереди только райский сад.

Кадр из фильма «Я иду играть», 2024 год, режиссер Анна Зайцева
Кадр из фильма «Я иду играть», 2024 год, режиссер Анна Зайцева

В рамках жанра всё происходящее мы видим как бы глазами Даны – вот она переписывается с куратором и другими участниками группы, потенциальными самоубийцами, вот на бегу снимает, как выполняет опасное задание. Первое время такая динамичность, дёрганье – непривычно. Но потом становится понятно, что этот формат – очень реалистичен. Он именно о подростках, у которых телефон стал продолжением руки.

Кадр из фильма «Я иду играть», 2024 год, режиссер Анна Зайцева
Кадр из фильма «Я иду играть», 2024 год, режиссер Анна Зайцева

Эффект мощный. Как и сама идея вообще поднять эту тему – психологические проблемы, подростковый суицид, манипулирование людьми, онлайн-жизнь.

«Мы бережно и аккуратно отнеслись к сложнейшей теме, а для того, чтобы высказывание было социально полезным, мы получили рекомендации по сюжету от детских психологов, педагогов, сотрудников СК и МВД. «Я иду играть» — в первую очередь художественное произведение, и это поможет родителям и подросткам быть осмотрительнее и ради лучшей жизни беречь добрые доверительные отношения друг с другом и с родителями в первую очередь».
Игорь Мишин, генеральный продюсер KION
Кадр из фильма «Я иду играть», 2024 год, режиссер Анна Зайцева
Кадр из фильма «Я иду играть», 2024 год, режиссер Анна Зайцева

Фильм стал участником и призером множества кинофестивалей от США до Австралии и самым успешным российским игровым фильмом в международном прокате. Премьера состоится 25 июня в онлайн-кинотеатре KION. Буду рада, если вы его посмотрите и захотите обсудить.

Спасибо за внимание.