Чтобы российскому фильму нынче получить международное одобрение, нужно снять какую-то клюкву. Как минимум. Но случай оказался не тот. Тематика для нашей страны более чем актуальна и болезненна. Не нужно угождать западу, говоря о страшных фактах.
Все наверняка (по крайней мере те, у кого тогда, в 2015-2017 годах были дети-подростки), слышали о загадочной игре «Синий кит».
Тогда в соцсети в закрытую группу вступали дети с определенной целью. Мама отругала, девочка посмеялась, в классе объявили бойкот и еще сто «важных» причин для того, чтобы уйти из жизни. Финальная цель после выполнения заданий – самоубийство. И медленно, верно и грамотно тебя подводит к этому некий куратор (очевидно, тоже подросток, только куда более сильный. Тот, кто решил поиграть в бога).
Интересно, что реальное существование этой игры не подтверждено до сих пор. Родителей, которые хоть как-то следят за своими детьми и интересуются их жизнью, охватила паника. Потому что было много суицидов, предсмертные видео, хештеги на личных страницах детей.
Фильм, который я сегодня рекомендую как раз об этом. О таком аналоге Синего кита. И да, смотреть рекомендую с детьми. Как и «Слово пацана». Смотреть, объяснять, обсуждать. Психика подростка крайне нестабильна, ими легко управлять, их мир – это мир глобальной паутины, на 90% состоящий из виртуальной, цифровой реальности. Вот только с крыш они бросаются по-настоящему.
🎬Я иду играть (2021)
Скринлайф (screen life) — это формат киноповествования, в котором события фильма происходят полностью или почти полностью на экране компьютера, планшета или смартфона.
То есть всё, что видит зритель — рабочий стол компьютера, экран смартфона и, соответственно, действия, которые с помощью этих устройств совершает герой. Например – поиск чего-либо в сети, переписки в чатах и мессенджерах, запись видео с экрана, просмотр файлов, видео звонки, гугл и яндекс-карты.
Пожалуй, самый известный фильм жанра - «Поиск» Аниша Чаганти о том, как отец в поисках пропавшей 16-летней дочери взламывает её компьютер и понимает, что ничего о ней не знал.
Действие «Я иду играть» разворачивается в наши дни в Твери. Мать-одиночка и две дочери. Младшая - нежная фея, вторая шестнадцатилетняя бунтарка Дана (Анна Потебня), считающая, что мамы могут любить только фей. Но тихоня-фея внезапно шагнула под электричку.
И Дана, которая с сестрой не была близка, начинает собственное расследование.
«Цифровая жизнь, тот самый скринлайф, серьезно влияет на психическое здоровье — о важности которого сейчас там много говорят во всем мире. Но если мы начинаем винить в этом только Интернет и соцсети, то мы лишь переводим стрелки от проблем, которые окружают подростков не в цифровом, а физическом мире. Проблема отношений с семьей и с социумом универсальна для любого поколения. Просто к ним добавилось беспрецедентное погружение в новое цифровое пространство».
Анна Зайцева, режиссёр
В одной из соцсетей погибшей сестры Дана обнаруживает странную группу, участники которой участвуют в опасной игре. Она понимает, что сестра «играла» и дошла до финала. Зачем? Почему? Какие причины побудили её пойти на этот страшный шаг? И кто стоит за всем этим?
Чтобы выйти на организатора, Дане приходится вступить в игру и выполнить двадцать одно задание. Девушке придется рискнуть всем. Впереди только райский сад.
В рамках жанра всё происходящее мы видим как бы глазами Даны – вот она переписывается с куратором и другими участниками группы, потенциальными самоубийцами, вот на бегу снимает, как выполняет опасное задание. Первое время такая динамичность, дёрганье – непривычно. Но потом становится понятно, что этот формат – очень реалистичен. Он именно о подростках, у которых телефон стал продолжением руки.
Эффект мощный. Как и сама идея вообще поднять эту тему – психологические проблемы, подростковый суицид, манипулирование людьми, онлайн-жизнь.
«Мы бережно и аккуратно отнеслись к сложнейшей теме, а для того, чтобы высказывание было социально полезным, мы получили рекомендации по сюжету от детских психологов, педагогов, сотрудников СК и МВД. «Я иду играть» — в первую очередь художественное произведение, и это поможет родителям и подросткам быть осмотрительнее и ради лучшей жизни беречь добрые доверительные отношения друг с другом и с родителями в первую очередь».
Игорь Мишин, генеральный продюсер KION
Фильм стал участником и призером множества кинофестивалей от США до Австралии и самым успешным российским игровым фильмом в международном прокате. Премьера состоится 25 июня в онлайн-кинотеатре KION. Буду рада, если вы его посмотрите и захотите обсудить.
Спасибо за внимание.