63,3K подписчиков

"Мой ребёнок это делать не будет!" О халатном отношении современных родителей к мнению учителей

24K прочитали

Долго не решалась писать на эту тему, однако не вижу смысла продолжать молчать. Сразу попрошу прощения у читателей, потому что местами будет и резко, и дерзко.

О невыполнении домашних заданий детьми. С лёгкой руки взрослых.

Долго не решалась писать на эту тему, однако не вижу смысла продолжать молчать. Сразу попрошу прощения у читателей, потому что местами будет и резко, и дерзко. О невыполнении домашних заданий детьми.

"Вы вообще видели, сколько им задали на каникулы прочитать? Что за издевательство?! Я что, после работы должна всё бросить и следить, как он читает?! Он еле-еле читает! Не может больше одной страницы осилить, потом начинает рыдать! Чем учителя думают, когда столько задают?!

Мой ребёнок это делать не будет!"

Жалоба одной знакомой мамочки.

Она всерьёз полагает, что обладает правом выносить суждение о мнении учителя. Учитель говорит, что делать надо. Мама считает, что не надо.

Всем таким мамочкам мне давно хочется предложить:

а вы учите своих ребятишек сами, дорогие знатоки. Раз вы так здорово разбираетесь в методиках, в подходах, в стратегиях обучения и дидактических принципах, давайте-ка сами! Есть же домашнее обучение, семейное обучение и всякое прочее обучение, так вперёд!

Ах не можете? Неужели не умеете?! Тогда молча взяли список литературы на лето и читаем. От сих и до сих. Сколько потянете, столько и хорошо.

(Знаю, было резко. Предупреждала.)

Откуда ноги растут у таких неприятных критических выпадов?

Оттуда. Из результатов, которые мне на каждом уроке приходится видеть.

Девятиклассник читает по слогам. Нам задачу по геометрии решать, а он её прочитать гладко не в состоянии. Тут слово исковеркает, тут строчку перескочит, а в итоге мы ничего не поняли!

Немудрено, что не решается задача! Ты ж читать не умеешь, друг мой болезный!

Учителя задавали, а ты не читал. Точнее, тебе мама сказала, что столько прочитать ни один человек не в состоянии, и что учительница – злой человек, который задаёт такую кучу страниц, аж по пять штук.

И, что самое ужасное, на каждый день по пять штук!

Уже не говорю про математику. Учительница под одной из статей пишет:

"Устала задавать учить таблицу умножения. Её не учат! Ну не могу я в классе её учить! Это дома делается! Я пишу в дневник – не делают. Я прошу в чате – не учат! А потом, когда проблемы начинаются, ко мне бегут с жалобами и претензиями, что у детей одни тройки! Потому что вы ДЗ не делаете! И нормативам не соответствуете!"

Другая учительница, тоже в комментариях, пишет:

Опрашиваю класс. Таблица умножения. Мальчик не знает. Спрашиваю: "Ты почему не выучил? Я же задавала!" Знаете, что отвечает? "Мне мама сказала, что не надо учить, она не пригодится". Ну вот как?!

У героинь статьи, всезнающих мамочек, хочется спросить:

Вы откуда знаете, что конкретно пригодится вашему ребёнку, а что нет? Пользуясь случаем, крепко желаю поинтересоваться: у вас дар предвидения? Слушайте, поделитесь, пожалуйста, секретом. Гадание на таро? Чревовещание? Астрология?!

Следующий вопрос:

Вы в курсе, что любой навык формируется путём регулярных тренировок? Если ребёнок в классе послушал, как учитель читает, и если одну строчку в слух кoрявенько с места прочитал, это не значит, что он теперь умеет!

Каждый день надо сидеть и читать;

Сидеть и писать;

Сидеть и считать.

***

"По каждому предмету задают тоннами, ну прямо очень много, когда всё это выполнить?!"

Сейчас у меня будет повод вернуть некоторым читателям их любимую формулировку.

Пишешь статью от души, с погружением, на основе собранных фактов/мнений/наблюдений, часов шесть кряду, а в комментариях прилетает придирчивое:

"Не верю!"

Так вот, держите, мои милые критики: не верю! Я не верю, что те домашние задания, которые задаются школьными учителями, невозможно выполнить из-за объёма.

Я каждый день вижу электронные дневники моих учеников. Да, случается, что действительно достаточно. Но выполнимо. Выполнимо!

Более того, существуют нормативы, выше которых учитель не имеет права задавать.

Другое дело, что вам в отдельных случаях придётся подключиться и проконтролировать, как проходит выполнение ДЗ, попутно столкнувшись со следующими трудностями:

  1. Ребёнок не хочет читать, а хочет глядеть в окно.
  2. Ребёнок не хочет писать, а хочет играть в компьютер.
  3. Ребёнок не хочет считать, а хочет залипать в смартфоне.

Вы точно знаете: при любом давлении неизбежно столкнётесь с ожесточённым сопротивлением, что неминуемо приведёт к ссоре, скандалу и прочим драмам. И, как любому нормальному человеку, вам этого не хочется. Вы устали, у вас голова побаливает и глазик после работы дёргается, вам готовить надо на всю семью, а ещё глажка, уборка, стирка,

горы круп, которые надо перебрать, и стопки розовых кустов, которые надо посадить, а хочется вам того же, чего и вашим детям (вернитесь к пунктам 1-3 выше).

Слышали, плавали, знаем.

Мне каждый день всё не хочется. Иду и делаю. Вопрос внутренней дисциплины.

"А! Вот! Мы так и знали! Слово на букву "Д" вообще нельзя ребёнку говорить! Это ограничивает его свободу!" – взвыли оппоненты.

Отвечу:

Свободу ограничивает уголовный кодекс, который рано или поздно доберётся до каждого, кто не имеет внутренней дисциплины.

А счастливое и безболезненное выполнение домашних заданий, неотъемлемая часть успешного обучения, как раз и является прямым следствием внутреннего контроля (ладно, не буду слово на букву "Д" писать, так уж и быть).

***

Вообще мне навязчиво кажется, что зря цифровизация сплотила три основные категории образовательного процесса – учителей/учеников/родителей.

Школьные чаты, скорее, зло, чем наоборот.

Родители, читая сообщения в классных чатах, волей-неволей приобщаются к делу. А когда мы к чему-то приобщаемся, у нас появляется собственное мнение. Мнение по поводу,

как лучше учить;

как правильно учить;

как эффективно преподавать;

как лучше построить расписание;

как общаться со школьниками на уроке;

как лучше организовать процесс обучения;

как добиться результата без домашних заданий...

Обратите внимание, автор намеренно подобрал строчки в виде лесенки. Чем дальше в лес...

Родители не должны знать, как строится образовательный процесс. У них складывается ложное ощущение, что они разбираются и понимают.

"А раз мы понимаем, то можем принимать самостоятельные решения и обсуждать/осуждать решения участников чата..."

Вот оно, это ложное "знание".

Кто действительно понимает, тот заставлял (упрашивал, уговаривал и т. д., только к терминам не придирайтесь, пожалуйста) ребёнка читать по полчаса в день ещё лет в семь-восемь.

***

Не знаю, что на меня нашло, но сейчас совсем злое скажу:

Получается, что это не учителя виноваты, что много задают, а некоторые родители, не посчитавшие нужным привить ребёнку навык самостоятельного выполнения домашних заданий.

***

Итог: без страха и упрёка, без обсуждений и внутренних терзаний, без стенаний и театральных постановок приступаем к выполнению домашних заданий на лето.

Без "но". Без "он устал", без "я не успеваю", без "учителя берега попутали и стыд потеряли".

И чтобы безупречно!

Заодно напишите, какая книга из летнего списка вас удивила больше всего. Обязательно обсудим, дорогие читатели😏👍