Ну нет, речь, конечно же, не о смене направления с востока на запад!, а лишь о методах транспортировки наших 206 костей и 850 мышц с материка, как говорят, на острова.
Этим летом мое жгучее желание повторения эпического прошлогоднего камчатского опыта покорения вулканов и вдыхания серных паров фумарол завело меня внезапно на такие далекие и манящие Курильские острова. Достаточно спонтанно решился на это, но оставлю детали поездки для отдельной статьи, а здесь сфокусируюсь на ахиллесовой пяте, которая подпортила отпуск не одной сотне путешественников.
Курилы были и остаются одним из самых труднодоступных мест для массового туриста как с точки зрения транспорта, так и финансов и сервиса на островах. Существуют 2 принципиально разных способа попасть туда: самолет и паром (но сначала, естественно, надо добраться до Сахалина). Самолет занимает 1-1,5ч, а паром почти сутки (до Итурупа/Кунашира). И вот тут внутренний рационалист подскажет большинству людей, что сэкономить сутки туда и обратно на пароме от драгоценного отпуска это великое дело. Всего час в воздухе и вжух, ты на островах... Но не тут-то было. Прислушайтесь и сделайте правильный выбор!
Что я наблюдал на онлайн табло сахалинского аэропорта все 3 недели путешествия по островам: "задержан", "отменен", "отменен", "задержан", "задержан", "задержан", "отменен". Такое повторялось каждые 2 дня. А потом и вовсе самолет не летел в течение нескольких дней, т.к. на Итурупе и Кунашире, в особенности, регулярны туманы в аэропортах. И когда с обеих сторон острова прекрасная солнечная погода, а среди холмов в центре острова туман и всё, самолет на завтра откладывается, а потом еще на завтра и т.д. Конечно, авиакомпания Аврора старается расселить всех и даже кормит, тут без вопросов, но это не отменяет потери драгоценных дней на изучение островов, учитывая, что большинство туристов прилетают на 5 ночей примерно, то потеря каждого дня на ожидание самолета это упущенный просмотр каких-то локаций. К примеру, лично со мной в хостеле жила группа походников, которые не могли улететь 3 дня при мне, а потом я уже из дома следил, как их рейс все переносился и переносился... Вполне ожидаемо, что многие туристы крайне недовольны таким положением дел и начинают уже истерить в аэропорту от безысходности и их можно понять - деньги туроператору уплачены не малые, вот только эти самые туроператоры, даже зная всю сложность с авиарейсами, почему-то (!) продолжают включать именно перелет в программы туров, а не "заплыв" на пароме. Неужели их желание сыграть на скорости транспортировки ради привлечения клиентов приносит больше профита, чем тонны негатива потом за потерянные дни и целые отпуска?! Будь у меня своя турфирма или группа туристов под управлением, я бы в 10 из 10 выбрал корабль, а люди бы потом спасибо говорили за спасенное время и нервы. Кто-нибудь, наймите меня консультантом :D
Рекорд моих наблюдений (август), это отмены всех самолетов в течение 9 дней к ряду, потом окно на пару дней и снова отмены на неделю! Даже в один день могут скопом улететь 5-7 рейсов, но последний развернут в воздухе и он вернется на Сахалин.
По этой причине я настоятельно советую покупать исключительно билеты на корабль, благо их 3 судна и ходят каждые пару дней. Билеты выкладывают за 1-2 месяца и можно спокойно купить любую каюту и койку, несмотря на небольшую вместимость (100 чел). В каюте ТВ, свой душ/туалет, удобные кровати, далеко не плацкарт, шкафы, музыка. Это, конечно, не круизный лайнер, но это здесь и не требуется, условия более чем комфортные. А главное сама атмосфера морского путешествия, некая экспедиция на далекую землю...Это уже приключение! А вот еду стоит с собой взять. Почти сутки на борту пролетают незаметно: пару раз покушать, попить чай, постоять на палубе, наблюдать закат, море, волны, можно ТВ посмотреть. В отличие от поезда, здесь не ощущается стесненность такая. Просыпаешься, а уже причаливаем. Главное, корабль идет всегда (кроме, разве что, сильного шторма), на него можно положиться.
А грустная ирония ситуации в том, что самолет стоит 7500, а паром 4500. Т.е. ты переплачиваешь за самолет и тебя за твои же деньги день за днем маринуют в аэропорту и хостеле без возможности нормально погулять даже по Сахалину (кстати, я более чем уверен, что в переплату за самолет как раз заложена стоимость питания и ночевки на случай отмены. Т.е. таким образом а/к страхуется от издержек, +-2-3к. Только платят оверпрайс все - и кто улетел по графику и те, кто неделю сидит ждет). Ну такое. Где же эта выгода от сэкономленного дня отпуска?! По-моему, сплошные потери, как финансовые, так и нервноклеточные.
Курильские острова чудесны, необычны. Да, одиночным туристам, как мне, там трудновато с логистической точки зрения, но вполне можно посетить все основные локации за более чем вменяемые деньги (спойлер - меньше 70 000 на всё за 3 недели от Москвы до Москвы: Сахалин-Кунашир-Итуруп). Поэтому крайне советую к посещению в т.ч. самостоятельному, уж Кунашир точно можно спокойно излазить самому. Только морем!
P.S. Камчатка, конечно, имеет совсем другие масштабы, высоты, эффект, это стрела в сердечко, но Курилы - это про уединенность, экзотичность, доступность с точки зрения физической подготовки.