35,4K подписчиков

От чего зависит срок "жизни" автомобильного аккумулятора

541 прочитал

Продолжительность эксплуатации автомобильного аккумулятора зависит от многих факторов, в том числе от состояния самого транспортного средства и действий владельца.

Ожидаемый срок службы автомобильных аккумуляторов

Средний срок службы аккумулятора по ГОСТ — 2 года.
Средний срок службы аккумулятора по ГОСТ — 2 года.

В среднем, свинцово-кислотные аккумуляторы предназначены для работы в течение четырех-пяти лет. Это превышает нормативы ГОСТ Р 53165–2020, которые устанавливают средний срок службы в два года (или до 90 тысяч километров пробега/3000 моточасов). Существуют примеры, когда аккумуляторы функционировали более десяти лет, но также известны случаи, когда они выходили из строя уже после года использования. Возможность увеличения срока службы аккумулятора существует, однако ожидать значительного удлинения этого периода не стоит.

Легкие аккумуляторы

При покупке стоит обращать внимание на вес аккумулятора.
При покупке стоит обращать внимание на вес аккумулятора.

На рынке аккумуляторов наблюдается тенденция появления аккумуляторных батарей, отличающихся уменьшенным (на 3-4 кг) весом по сравнению с традиционными моделями схожих размеров и емкостей. Экономия на свинце при их производстве является причиной такой легкости, что фактически вводит в заблуждение потребителей с самого начала использования.

Вопреки возможности обмануть покупателя, законы физики остаются неизменными. Большая общая площадь свинцовых пластин в аккумуляторе способствует выработке более высокого тока во время пускового разряда, что обеспечивает батарее более высокий запас энергии. Сокращение количества пластин приводит к увеличению плотности тока на их поверхности, что, в свою очередь, снижает срок службы аккумулятора.

Рекомендация: При покупке аккумулятора возьмите с собой весы для проверки его массы. Избегайте приобретения аккумуляторов, которые кажутся подозрительно легкими по сравнению с их аналогами.

Вредно ли прикуривание

После однократного запуска двигателя от внешнего источника следует провести тщательную подзарядку аккумулятора.
После однократного запуска двигателя от внешнего источника следует провести тщательную подзарядку аккумулятора.

Процедура запуска двигателя с помощью внешнего источника питания сама по себе не несет вреда. Однако последствия таких действий могут быть нежелательными. Это связано с беспечностью водителя, который, после успешного запуска двигателя от аккумулятора другого транспортного средства, продолжает эксплуатацию своего автомобиля с неисправным аккумулятором, не уделяя внимания первопричинам его разрядки.

Для тех, кто часто совершает длительные поездки, эпизодические запуски двигателя от внешнего источника не представляют серьезной проблемы. В случае коротких поездок ситуация иная: аккумулятор зачастую оказывается разряженным, и его заряда может хватить лишь на одно вращение стартера. Эта проблема особенно актуальна в холодное время года.

При низких температурах аккумулятор может не принимать заряд во время запуска двигателя. Кроме того, плотность электролита остается на низком уровне, и он становится похожим на воду, что приводит к замерзанию и деформации пластин, а также к повреждению корпуса батареи.

Совет: после однократного запуска двигателя от внешнего источника следует провести тщательную подзарядку аккумулятора, что поможет продлить его срок службы. Если аккумулятор перестал принимать заряд, рекомендуется приобрести новый и утилизировать старый.

Сам виноват!

Иногда автовладельцы сами способствуют порче аккумулятора.
Иногда автовладельцы сами способствуют порче аккумулятора.

Нередко именно действия автовладельцев приводят к постепенному выходу из строя аккумуляторов. Вот несколько примеров:

  • Громкая музыка. Особенно вредно, когда при этом двигатель автомобиля не работает.
  • Оставленное освещение при парковке. Если оставить его включенным на ночь, то утром можно обнаружить, что батарея разрядилась. Повторение таких ситуаций несколько раз может привести к сульфатации пластин аккумулятора, что потребует его замены.
  • Использование аккумулятора для освещения и работы аудиосистемы во время отдыха на природе.
  • Перегрузки при выключенном двигателе. Примером может служить использование инвертора для подключения инструментов, таких как болгарка или микроволновая печь.
  • Частые пуски и остановки двигателя в пробках. В таких условиях аккумулятор не успевает получить необходимое количество заряда. Эта проблема чаще всего возникает в холодное время года, когда риск полной разрядки аккумулятора возрастает.

Перезаряд или недозаряд?

Избыточная и недостаточная зарядка АКБ одинаково вредна.
Избыточная и недостаточная зарядка АКБ одинаково вредна.

Эксперты утверждают, что долговечность аккумуляторной батареи напрямую зависит от корректности работы автомобильной системы. По их мнению, это составляет половину успеха в сохранении ресурса АКБ.

Что касается факторов, ухудшающих состояние аккумуляторов, то здесь стоит выделить как избыточную, так и недостаточную зарядку. Недозаряд часто приводит к сульфатации электродов, в то время как перезаряд может вызвать коррозию свинцовых элементов.

Оптимальное напряжение зарядки должно быть согласовано с режимом использования транспортного средства. Например, для автомобилей, выезжающих за пределы города раз в неделю, рекомендуемое напряжение зарядки составляет 14,4 В. В случае ежедневной эксплуатации в городских условиях предпочтительнее напряжение 13,8 В.

Если вы хотите пройти ТО автомобиля быстро и без проблем, вы можете сделать это здесь