Выставка, посвященная 90-летию со дня рождения заслуженного художника Российской Федерации Вилена Дмитриевича Дворянчикова, открылась в Художественном музее имени Сорокина - Доме мастера в Липецке. Там можно увидеть 23 произведения живописи и графики, созданных художником с 1960 по 2004 годы, а также 7 скульптурных работ народного художника России Юрия Дмитриевича Гришко, с которым они дружили. Было отмечено, что Вилен Дмитриевич внес значительный вклад в формирование художественного уровня культуры Липецкой области. Его работы хранятся в фондах государственных музеев, в частных коллекциях в России и за рубежом.
На открытии экспозиции присутствовали многие художники Липецка, его друзья и коллеги, его дочь – член Союза художников России Ирина Виленовна, начальник управления культуры и искусства Липецкой области Ирина Александровна Кремнева и другие официальные лица, журналисты. А открылась выставка песнями Булата Шалвовича Окуджавы – любимого поэта Вилена Дмитриевича, исполненными артистами Липецкого областного центра культуры, народного творчества и кино. Искусствовед, член-корреспондент Российской академии художеств, член Союза художников России Татьяна Ивановна Нечаева рассказала, что Вилен Дмитриевич родился в 1934 году в Ельце.
С 1952 по 1954 годы учился в Елецком художественном училище, где преподавал Виктор Семенович Сорокин. Там они и познакомились. Потом он учился в Москве, а в 1958 году переехал в Липецк. Он - участник областных, всероссийских и всесоюзных выставок. Много раз избирался членом правления и дважды был председателем правления Липецкой организации Союза художников России, являлся членом художественного совета и главным художником Липецких художественно-промышленных мастерских. Однако Вилен Дмитриевич был не только художником, но и прекрасным организатором.
ХАРИЗМАТИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК
- Если он что-то «замечтал», а это его слово «замечтать», - говорит она, - то ему это удавалось. Он мог превратить в своих соратников даже людей далеких от искусства, а еще и в помощников, и спонсоров. Он был необычайно харизматичным человеком, обладал многосторонними дарованиями и достоинством и мог обаять любого человека. Дома мастера раньше ведь не существовало. В советские годы здесь располагались разные организации – и горком ВКП(б), и райком КПСС, и управление топливной промышленности. Однако потом здание было заброшено, в нем хотели создать литературный музей, но так и не создали, а еще сняли кровлю и месяц особняк простоял без крыши, что сказалось на его внутреннем состоянии. И только в девяносто втором году здесь разместился Художественный музей имени Виктора Семеновича Сорокина. Инициатором его создания был Вилен Дмитриевич. Так, при жизни мастера, он был открыт.
Татьяна Ивановна вспоминает, что коллекция картин, которые готовились для музея, собиралась заранее, она составила около сорока работ. Правда, зарегистрированы они были в областной картинной галерее, где так там и остались. А здесь были размещены всего две картины Сорокина, подаренные вице-президентом Российской академии художеств в честь празднования восьмидесятилетия Виктора Семеновича. Директором музея стал Вилен Дмитриевич, а его помощником – Татьяна Ивановна. За очень короткое время, благодаря их усилиям, музей превратился в известный центр культуры. Здесь проходили многочисленные выставки, где выставлялись не только липецкие мастера, но и художники из других регионов.
Еще она отметила, что имя Вилен – это сокращенно Владимир Ильич Ленин. Кроме того, фамилия мастера - Дворянчиков. В словаре Даля это слово зафиксировано в значении «молодой дворянин». Все это в огромной мере повлияло на становление характера художника. Он был ответственным, цельным, обязательным, патриотичным, с высоким чувством собственного достоинства. Когда он писал сталеваров, металлургов, его герои всегда были воплощением человеческого достоинства. Своим наставником Вилен Дмитриевич считал советского и российского скульптора, педагога, академика Российской академии художеств Дмитрия Михайловича Шаховского. Они были друзьями, часто общались.
Татьяна Ивановна рассказала, что, когда Вилену Дмитриевичу было уже за шестьдесят, он принял решение окреститься. Такого имени, как Вилен в православии нет, а он тогда собрался строить церковь. И Дмитрий Михайлович стал его крестным отцом. Крестной матерью стала советский и российских живописец, художница-монументалист, поэтесса, педагог, профессор Альбина Георгиевна Акритас. И при крещении Вилен Дмитриевич принял имя Дмитрий в честь своего отца и своего крестного отца. Также, кроме Дома мастера, например, он стоял у истоков создания Липецкого областного выставочного зала. До 1979 году в Липецке его не было. Выставки проходили в клубах, в фойе театра, а своего помещения у Липецкого отделения Союза художников СССР не имелось.
УЛИЦА ДВОРЯНЧИКОВА
Здание, которое сейчас является выставочным залом, строили под магазин. Вилен Дмитриевич и Юрий Дмитриевич Гришко убедили тогда местные власти в том, что там надо сделать именно выставочный зал. Там каждый месяц проводились персональные, групповые, областные, краевые выставки. Однако выставлялись и художники из других регионов, в том числе и из Москвы и Московской области. Столичные гости, кстати, удивлялись тому, что в Липецке есть такое отличное помещение. Потом Вилен Дмитриевич и Юрий Дмитриевич добились того, чтобы у Липецкого отделения Союза художников появился Дом художника, где и в наши дни существуют мастерские.
Помимо этого, под мастерские был передан шестой этаж здания, расположенного на площади Мира в Липецке. Лишний этаж пристроили именно по их инициативе. Областная картинная галерея, а ныне Художественный музей, тоже появилась благодаря их стараниям. Кстати, Вилен Дмитриевич возглавлял галерею потом шесть лет. Здание это было реконструировано, а проект реконструкции создал он. Еще Татьяна Ивановна рассказала о том, что в поселке Дальний Каликинского сельсовета Добровского района Вилен Дмитриевич решил возвести церковь Святого Георгия Победоносца.
Нашлись соратники, помощники, участники этого проекта. Помогали деньгами, материалами. Храм построили. Был он создан из дерева, а выглядел необычно. Благодаря Вилену Дмитриевичу этот заброшенный поселок, где жило чуть более двадцати человек, стал оживать. Сегодня это скорее дачный поселок, но он не умер, а продолжает жить. Удивительно то, что на второй день после смерти художника, то есть 2 августа 2010 года, в поселок пришел пожар. Очевидцы рассказывали, что стояла жара, и в этот день на населенный пункт вдруг налетел огненный смерч.
Он не тронул дома жителей поселка, но спалил до тла храм. Огонь был такой силы, что даже от колоколов, которые там находились, ничего не осталось. Однако храм был восстановлен, но уже в камне и он существует и сейчас, а улицу, которая проходит через поселок, назвали в честь Вилена Дмитриевича. Еще Татьяна Ивановна отметила, что День художника, который в Липецкой области празднуют 25 декабря, то есть в день рождения Виктора Семеновича Сорокина, тоже был инициирован Виленом Дмитриевичем. Он был «художником жизни», который смог сделать нашу жизнь лучше и интереснее.
ВЕРНЫЙ ДРУГ
Однако и художником он тоже был великолепным. У него был свой стиль, свое видение мира. Он любил изображать врачей, металлургов, учителей, инженеров. Он создавал огромные полотна, найти их сейчас сложно, поскольку все они закупались практически сразу после выставок. Правда, у него осталось много других картин, которые и можно увидеть сегодня. А еще он был замечательным портретистом. По характеру Вилен Дмитриевич был незлобивым и добрым человеком, любил розыгрыши, часто делал что-то такое, что могло бы удивить всех.
Например, когда у Виктора Семеновича был очередной юбилей, он пригласил из театра артистов, которые были одеты в цыганские костюмы и они поздравили мастера с юбилеем таким необычным образом. Виктор Семенович был очень рад, отметил лишь, что «с цыганами медведя не хватает». Также в Липецке гостили два художника из Котбуса, тогда этот город был в составе ГДР и был побратимом нашего города. Немцы работали здесь на пленэре. В состав делегации входил и человек в штатском.
Все дни их пребывания прошли гладко, но в последний день наши художники не сдержались и показали немцем наше радушие. Началось все с посещения мастерских. Практически в каждой они «зависали» надолго. Очень им понравились акварельные и графические работы Вилена Дмитриевича, некоторые из которых, кстати, сохранились и сегодня и их можно увидеть на этой выставке. В то время мастер раздаривал их направо и налево, даже не заботясь о том, что «муза уйдет». Свои работы он дарил в детские дома, чернобыльцам. Но вернемся к немцам. После этого художники провезли немцев на катере по реке Воронеж.
Все бы ничего, но в это время они употребляли алкоголь, что было нежелательно, но человек в штатском как-то это проглядел, а еще они ели арбузы и шашлыки. Так липчане показали гостям всю широту русской души. А пир завершился тем, что все потом общались на «одном языке» и друг друга хорошо понимали. Также Вилен Дмитриевич сыграл большую роль в жизни художественной школы №2 в Липецке. Там было помещение, которое использовалось под склад. Он создал из него художественный музей, где не раз выставлялись потом многие липецкие художники. Возглавила этот музей Ирина Виленовна Дворянчикова, которая приобщила многих детей к прекрасному, будучи педагогом.
А еще он помогал людям, делал это незаметно, но конструктивно, а еще мог предвидеть будущее. Когда Советский Союз распадался, он пошел в здание обкома партии и сказал о том, к чему это приведет. Чиновники отнеслись к этому его заявлению холодно, но последующие события показали, что он был прав. Ирина Виленовна провела небольшую экскурсию по выставке. Она отметила графику, монументальные работы отца. Рассказала об истории создания нескольких произведений. Еще она отметила, что в одном из интервью, Вилен Дмитриевич на каверзный вопрос ответил, что он - верный друг.
За всю свою жизнь он никого не предал, никому не помешал, никому не делал «подножек», а только старался всем помочь. Безусловно, он был не всемогущим человеком, но многие вопросы все-таки смог решить. Времена тогда были сложные, пронести дружбу через года удавалось не многим. А на этой экспозиции зрители увидят «любовь отца к монументальным работам», его «борьбу света, тени, цвета, теплого, холодного, порой резких или мягких переходов». Мы увидели и портретную живопись мастера. Много произведений были посвящены его друзьям.
Ирина Виленовна вспоминает, что некоторые журналисты спрашивали папу, о том, как он создавал образы сталеваров, металлургов. На что он отвечал, что писал этих парней для создания образа человека труда, того, кто и создает наш мир. Все произведения были созданы с натуры. В те годы художники специально выезжали на стройки, на заводы, чтобы запечатлеть героев труда, а он мог это делать в Липецке, где уже функционировал Новолипецкий металлургический завод, а потом и комбинат. Еще было рассказано, что он часто писал картины на тему Великой Отечественной войны, на тему Афганской войны. А еще он старался писать всегда, даже когда лежал в больнице, то писал акварели, сохранились и его рисунки из тех или иных мест. Также на выставке размещены фотографии, на которых запечатлен Вилен Дмитриевич с различными руководителями, чиновниками, художниками и так далее, остывшими свой след в истории Липецкой области. А продлится выставка до 14 июля.