Я тут уже давно размышляю: "А какой подход я хочу привить своим ребятам-новичкам?".
В этих размышлениях я нахожусь не один год, и прошёл разные пути: от уверенности, что надо просто выучить побольше специализированных навыков, до того, что нужно применять любой теоретический навык на практике, решая игровые задачи (если нет возможности закреплять знания на основной работе).
Я метался от идей о том, что надо учить предметную область, до мыслей о том, что надо прочитать такие-то книги по тайм-менеджменту (привет, "Джедайские техники").
Всю дорогу меня не покидает ощущение, что я упускаю какой-то важный секретный ингредиент. Чего-то не хватает постоянно. Конструкция не закончена, манифест не написан.
Сейчас я пытаюсь для себя сформировать это в тезис:
Какую бы задачу ты не выполнял, ты ОБЯЗАН задаваться вопросом: "ЗАЧЕМ Я ЕЁ (задачу) ДЕЛАЮ? ДЛЯ ЧЕГО/КОГО? Какую проблему она решает?"
Однако, это всё какие-то общие слова. Всем давно известные.
Ребята в моей команде задаются этими вопросами, делают всё по науке, учат теорию, закрепляют её на практике. Но снова и снова я понимаю, что я недостаточно точно сформулировал свой запрос к ним и к себе самому.
Я ищу эти "секретные" формулировки заглядывая в себя самого: я бы очень хотел поделиться с ребятами своим взглядом на подход к выполнению их задач (боже упаси вас подумать, что я претендую на роль какого-то гуру! Нет, я просто хочу сделать понятным свой инструмент, поделиться своим опытом и взглядом на окружающий мир).
Сегодня я внезапно нашёл ещё один тезис, который хочу добавить к солянке перечисленных выше.
Сегодня меня слегка осенило: новички (и не только они), пытаясь решить возникшую в их задаче трудность, расценивают поставленный перед ними вопрос как задачу из школы: думают, что у неё есть какой-то конкретный ответ (например, "42").
А это, ребята, в корне неверно.
Лично я всегда стараюсь на поставленные перед собой вопросы накидать минимум два варианта ответов, накидываю гипотезы (больше, чем одна) в духе: "а что, если?..".
За поставленными перед вами вопросами не спрятан один явный ответ. Вовсе нет. Иногда и ответа-то нет, а есть только набор вариантов с разной степенью риска на конце.
Собственную гипотезу обязательно нужно проверить на прочность, придумывая бизнес-кейсы и всякие сценарии, которые могли бы привести вашу идею к противоречию.
В этом смысле аналитик (или разработчик, или дизайнер, или менеджер по работе с клиентами, или продажник, или мебельщик), работая с требованиями, в какой-то момент превращается в тестировщика.
"Коль скоро теоретическая идея возникла, её необходимо строго придерживаться до тех пор, пока она не приведёт к противоречию"
— (с) Кажется, Эйнштейн.
Таким образом, сейчас мой манифест выглядит так:
- Твоя задача не подразумевает один ответ. Придумай несколько вариантов решений и каждый из них протестируй: «А что если?..» — бомби до посинения.
- Всегда пытайся понять: зачем ты выполняешь задачу? Какую проблему ты решаешь и какую ценность несёшь?
- Изучай предметную область своей задачи. Это поможет глубже понимать контекст проблемы и видеть проблему глазами заказчика. Если это риелторский рынок - изучи базу и основные термины. Рынок ценных бумаг? Окей, что это такое? Автосервис? А как они вообще устроены?
- Знай свои инструменты: качай хард скиллы. Читай книги, смотри обучающие ролики. Мозг устроен так, что любой прочтённый материал он обязательно встроит в твою общую картинку мира. Пусть и не сразу.
- Практика закрепляет знания. Нет задачи? Придумай её, начни свой собственный пет проект, применяй в нём изучаемые навыки. Создай собственную "лабораторию" для изучения скиллов.
- Тренируй насмотренность. Изучай как уже решена твоя задача кем-то другим. Пробуй копировать существующие решения "по фану".
- Любой твой жизненный опыт важен. Ты раньше мыл метро, а сегодня пишешь аналитику для финтех проектов? Чёрт, это тоже важно, главное видеть возможность конвертировать свой опыт.