Найти тему

Дефицит бюджета уменьшается

По предварительной оценке Минфина, объем доходов федерального бюджета в январе-мае 2024 года составил 14,289 трлн рублей, а объем расходов - 15,272 трлн рублей. То есть по сравнению с прошлым месяцем дефицит сократился с 1,48 трлн до 983 млрд рублей.

В прошлый раз Минфин оценивал исполнение бюджета за январь-апрель 2024 года с дефицитом в размере 1,484 трлн рублей, а позже пришла уточненная информация от Федерального казначейства, которая оценила реальный дефицит бюджета уже в 3,963 трлн рублей. Так за счёт чего произошло такое существенное сокращение дефицита бюджета?

Нефтегазовые доходы по итогам 5 месяцев составили 4,951 трлн рублей, значительно превысив показатель аналогичного периода предыдущего года на +73,5%. Этот впечатляющий рост стал возможным преимущественно за счет роста цен на российскую нефть. Не нефтегазовые доходы по итогам пяти месяцев составили 9,338 трлн рублей, увеличившись на 34,1%. Из-за высокой инфляции, поступления оборотных налогов, включая НДС, по итогам периода с января по май выросли на 19,1% и превысили плановый уровень, что формирует устойчивую базу для дальнейшего опережающего роста доходов.

Что касается расходов - суммарно за 5 месяцев они составили 15,272 трлн рублей, что выше уровня предыдущего года на 18,9%. Тем не менее, в мае мы увидели рекордно низкие ежемесячные траты за весь 2024 год - всего 2,1 трлн рублей.

Также стоит отметить, что поправками в закон о бюджете текущего года, которые находятся на рассмотрении в Госдуме, годовой прогноз размера дефицита был увеличен с 1,595 трлн до 2,12 трлн рублей.

Резюме. На первый взгляд, все неплохо: судя по майскому отчету Минфина, доходы бюджета растут опережающими темпами (за счет роста цен на нефть и инфляции+НДС), а его расходы в этом месяце снизились - разве это не прекрасно? Но если посмотреть на более длительной дистанции, то основные опасения на данный момент вызывает именно структурное соотношение доходов и расходов бюджетной системы: динамика показателей за 2018–2023 гг и плановых значений на 2024 г. демонстрирует, что средние темпы роста расходов в целом опережают динамику нефтегазовых и даже не нефтегазовых поступлений. При сохранении данной тенденции и при отсутствии соответствующих мер существует риск разбалансировки бюджета с хроническим дефицитом, ростом государственного долга и, вследствие этого, снижением бюджетной устойчивости.

Видимо, именно поэтому наши власти так ускорились с внесением изменений в налоговую систему, эффект от которых начнет проявляться только с начала следующего года.