83,7K подписчиков

«Иволга»: как менялся городской электропоезд

Поезда «Иволга», запущенные на МЦД в 2019 году, идут в ногу со временем и развиваются вместе с городом.

Поезда «Иволга», запущенные на МЦД в 2019 году, идут в ногу со временем и развиваются вместе с городом. В этом году Тверской вагоностроительный завод, входящий в АО «Трансмашхолдинг», представил уже четвертую версию состава «Электроптичек». Эволюцию «Иволги» наглядно продемонстрировали на выставке электропоездов на Киевском вокзале 12 июня, которую организовала ЦППК в честь Дня России. Мы решили проследить развитие «Электроптичек» и разобраться, что производители добавили в версию 4.0, которая сейчас является самым современным российским поездом на железных дорогах страны.

Появление «Иволги»

Поезда «Иволга», запущенные на МЦД в 2019 году, идут в ногу со временем и развиваются вместе с городом.-2

Поезд «Иволга» начали разрабатывать больше десяти лет назад специально для работы на московских маршрутах МЦД по заказу правительства Москвы. Перед производителем стояла задача сделать концептуально новый состав, который будет соответствовать ритму мегаполиса и сможет работать в режиме наземного метро: быстро забирать и высаживать пассажиров, делать частые остановки в черте города, хорошо разгоняться на коротких отрезках и плавно тормозить, а еще отвечать представлениям современного горожанина о комфорте. На МЦД поезд должен быть предсказуемым и ходить так, чтобы пассажиру не приходилось сверяться с расписанием. Все эти идеи удалось воплотить в «Иволгах». Сегодня пассажиров перевозит 70 составов — первого, второго, третьего и четвертого поколений.

Три первые «птички»

Поезда «Иволга», запущенные на МЦД в 2019 году, идут в ногу со временем и развиваются вместе с городом.-3

Первый поезд «Иволга 1.0», запущенный на МЦД-2 из Нахабино в Подольск, представил москвичам совершенно новый вид транспорта — городской электропоезд. Вместо тамбуров, привычных для пригородных перевозок, в «Иволге» появились сквозные проходы и широкие двери, просторный салон и удобные поручни. Поезд стал ехать плавно, с минимальным уровнем шума и вибрации — после старых электричек разница была очень заметна. В салонах установили современные мониторы с навигацией.

Второй поезд доработали с учетом пожеланий пассажиров (и это тоже станет одной из «фишек» всех следующих «Иволг»). В версии 2.0, которая в 2019 году поехала по первому диаметру из Одинцово в Лобню, сделали столики у сидений, а в салоне оборудовали места для проезда стоя и откидные сиденья в головных вагонах. USB-разъемы появились уже у каждого кресла, а мониторы и экраны увеличили диагональ.

Третья модель поезда стала прорывной с точки зрения скорости: состав научили разгоняться до 160 км/ч вместо 120 км/ч. А само ускорение стало на 10% быстрее, чем у предшественников. Еще одной новинкой «Иволги 3.0» стали разъемы Type-C и впервые появившиеся в российских поездах беспроводные зарядки — всего 138 штук. Проблема была решена раз и навсегда: число зарядок выросло на 92%, до почти 1600 разъемов на состав.

«Иволга 4.0»: переосмысление

Поезда «Иволга», запущенные на МЦД в 2019 году, идут в ногу со временем и развиваются вместе с городом.-4

Последнее обновление «Иволги», пожалуй, лучше всего отражает урбанистическое развитие Москвы. С момента запуска диаметров число поездок на них увеличилось на 40% , а в черте города поездок стало в 3,6 раза больше. Именно поэтому «Иволга 4.0», запущенная в мае на МЦД-4, отличается особой вместительностью — поезд из 11 вагонов может перевозить одновременно более 2,5 тыс. человек.

Впервые в городском электропоезде появились три двери вместо двух в каждом промежуточном вагоне. Это нововведение — ответ на возросшую популярность МЦД: новые двери помогают пассажирам быстрее заходить в поезд на станции и быстрее высаживаться. Сами проемы при этом остались такими же широкими (1400 мм — уже стандарт для «Иволг», что на 15% шире, чем у старых электричек). Время посадки в новые вагоны сократилось на 30%.

Другое важное изменение «Иволги 4.0» — дизайн. Подголовники и поручни с теплым покрытием «переодели» в ежевичные цвета. По мнению шеф-дизайнера ТМХ Евгения Маслова, ежевичный является одним из наиболее часто попадающих в «цвет года», вдохновленный природой, уютом и свежестью.

Также производители переосмыслили систему поручней, чтобы пассажирам было удобнее ехать стоя. А дисплеи с навигацией расположили так, чтобы их было видно из любой точки салона. Снаружи новый состав можно распознать по яркой мандариновой полосе, окаймляющей кабину машиниста – так дизайнеры добились нового, более динамичного образа в маске поезда, и новым дверям, на которых теперь появились более эргономичные кнопки открытия (да, внимание уделили даже таким мелочам).

Позаботились о маломобильных гражданах и пассажирах с индивидуальными средствами передвижения. В поезде размещены специальные крепления для кресел-колясок и стойки для велосипедов и самокатов. Более того, для самокатов в салоне интегрировали зарядные устройства. А пассажиров с маленькими детьми в туалетных комнатах будут ждать пеленальные столики.

Поезда «Иволга», запущенные на МЦД в 2019 году, идут в ногу со временем и развиваются вместе с городом.-5

Как и во всех моделях, в четвертой «Иволге» установлено адаптивное освещение: утром — яркое и бодрое, вечером — более спокойное, а система климат-контроля подстраивается под погоду за окном. Также установлены все виды зарядных устройств — USB, Type-C и даже беспроводные.

С каждой новой версией локализация «Иволг» становится выше. Если у «Иволги 1.0» доля отечественных компонентов составляла более 90%, то в четвертой версии показатель достиг 97%. Программное обеспечение и система управления полностью спроектированы и произведены в России. Комплектующие для поезда собираются на отечественных предприятиях, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Чебоксарах и других городах.

«Иволга 4.0» второй месяц перевозит пассажиров ЦППК на МЦД-3 и МЦД-4. А завершить обновление составов на диаметрах планируют к концу 2025 года.

Фото: пресс-служба АО «ТМХ»