В конце мая я делал программу, в которой дополнял заявление заместителя главы Совета Безопасности России Дмитрия Медведева, который, в свою очередь, решил пообщаться с так называемой "умной колонкой" Яндекса – Алисой.
Господин Медведев был удивлен, что Алиса не отвечает на ряд вроде бы простых и понятных вопросов. Например, на вопрос, где на Украине расположены памятники Степану Бандере, Алиса "включает" дурочку и говорит, что она только учится и ее интеллекта еще недостаточно для того, чтобы отвечать на такие вопросы. Хотя, казалось бы, что здесь сложного? Разве в нее не загружены Яндекс-карты? Причем на другие похожие вопросы она без проблем отвечает.
Проблема "Яндекса" – идеологическая. И она проявляется не только в данном факте. Так, помимо всего прочего, на Яндекс-картах до сих пор продолжают обозначать украинские названия улиц населенных пунктов на освобожденных территориях, которые, между прочим, согласно нашей Конституции, являются неотъемлемой частью России. И вот власти Запорожской области направили письмо в компанию "Яндекс" с требованием переименовать на картах ряд улиц Мелитополя.
И действительно, если мы откроем карты, то с удивлением увидим, что там до сих пор обозначается, например, улица в честь Дмитрия Донцова. Если кто не знает, это один из основных идеологов украинского национализма. Власти Запорожской области уже давно, в 2022 году, переименовали данную улицу, назвав ее в честь нашего великого разведчика и диверсанта Павла Судоплатова. Но в "Яндексе" соответствующее переименование не произвели.
Напомню, с чего вообще все началось. Весна 2022 года. "Яндекс" позорно убрал со своих карт границы национальных государств – и опять включил дурака. Дал просто какое-то глупое, совершенно невнятное объяснение, что теперь он хочет сосредоточиться на развитии неких физико-географических особенностей карт. Было очень смешно и забавно, но ситуация, на самом деле, далеко не смешная. Осенью 2022 года, когда прошли референдумы на освобожденных территориях и в состав России были включены 4 новых региона, Яндекс убрал еще и административные границы регионов на своих картах, и на этот раз даже не стал ничего объяснять. Видимо, не додумались в компании, как аргументировать данное решение.
Естественно, всем все понятно, почему компания это делала, особенно если учитывать совершенно антироссийскую, русофобскую позицию ее основателя Аркадия Воложа, который на тот момент являлся главным акционером компании. Однако сейчас прошло 2 года, практически завершена сделка по продаже "Яндекса". Сейчас у компании новые – теперь российские – акционеры, их несколько, и в настоящий момент сделка находится на завершающем этапе.
Но если мы опять посмотрим на карты, то с удивлением обнаружим, что на территории ДНР, например, еще существуют украинские названия, которые были даны населенным пунктам в рамках т.н. "декоммунизации", которая, конечно, на деле никакой декоммунизацией не являлась. Это была в чистом виде дерусификация. Именно это и была основная цель, которую преследовал киевский режим. И вот мы видим ряд, мягко говоря, странных наименований, которые не соответствуют нашей Конституции. Плюс, сохраняются названия на украинском языке рядом с русскими городами. Например, Мариуполь. Написано по-русски, а рядом – по-украински через букву "i". Донецк – почему-то "Донецьк".
Что это вообще такое? Причем на территории старой России подобного не допускается, в границах наших национальных республик ничего не дублируется на национальных языках, которые – на секунду – являются официальными на территории данных республик.
В общем говоря, сейчас сделка по "Яндексу" находится на завершающем этапе. Я думаю, что данный вопрос будет закрыт, когда будут улажены все юридические процедуры. Новые акционеры, конечно, не захотят проблем с законом, потому что если пообщаться с юристами, то под определенные статьи подобная позиция подпадет. Но сейчас, поскольку на данный вопрос обратили внимание уже на высшем уровне и власти новых регионов пишут письма, то он будет закрыт. Но осадочек, как говорится, все равно останется.