Когда я слышу «Бюджет на приложение 1, 2..4 миллиона, делаю на свои, горизонт планирования 6 месяцев» – начинаю уточнять и углубляться. А зачем? А почему так? Для чего? Потому что эту историю я видела десятки раз, и в 99% случаев люди просто прощались с миллионами, вложенными в проект.
Почему так? Есть две причины. Во-первых, приложение – это часть системы. Деталь, если хотите. И когда правильная деталь встроена в исходно ущербную систему – проект не взлетит. Если система рабочая, но продукт сильно недоработан – проект не взлетит. Если продукт классный, но нет денег на продвижение – проект не взлетит. У стартапов этих «если» – вагон и маленькая тележка.
Кстати, все почему-то все забывают, что помимо разработки нужно закладывать бюджет и на маркетинг. Как минимум столько же, а лучше на 15-20% больше.
Еще момент – любой проект условно может стоить от 1 до 100 млн. Приложение доставки шаурмы по городу, допустим, можно допиливать и улучшать до бесконечности. И если вносить правки под каждый чих и гнаться за новомодными тенденциями, за год-другой расходы перевалят 100 млн. Легко!
Любой IT-продукт развивается по принципу: MVP → первый рабочий релиз → критичные для продаж доработки → второй релиз и т.д. Точечно, шаг за шагом, под запросы рынка…В теории это знают все, но стартапы, которые делаются на свои кровные – особая история. Они как родные дети, за них и почку можно отдать)
Чтобы не делать долгострои с неопределенным бюджетом, в конце 2023 года мы в ТехноФабрике переключились с дорогой нативной разработки на недорогие кроссплатформенные экспресс-решения. Сейчас при бюджете от 300 тыс рублей стартап уже через месяц получает полноценное приложение для запуска. Так получается быстро выпустить продукт на рынок и оставить нормальный бюджет на маркетинг.
И нет, это не принцип тотальной экономии. Это немного здравого смысла плюс выжимка моих 15 лет опыта.
Мария Орлова, генеральный ТехноФабрики
Подписывайтесь, будет больше честных и нескучных историй про разработку приложений и сайтов для бизнеса