Найти тему
БИФИТ Касса

Bloomberg напомнил Кока-Кола и Пепси об обещании уйти из России

Иллюстрация: Бен Дензер для Bloomberg Businessweek
Иллюстрация: Бен Дензер для Bloomberg Businessweek

Контекст

В феврале 2022 года, после начала Специальной Военной Операции (СВО), Coca-Cola Co. была одной из первых иностранных компаний, пообещавших покинуть Россию в знак протеста. Стремясь избежать неизбежных проблем с соблюдением западных санкций, направленных против российской экономики, Coca-Cola Co попросила своих дистрибьюторов и партнеров в России убрать продукцию под маркой "Coca-Cola" из магазинов, прекратить поставки сиропа в автоматы для газировки и прекратить производство своих напитков.

Еще больше новостей торговли и розничного ритейла читайте в нашем Телеграм канале @bifitkassa

Текущая ситуация

Спустя два года, фирменный красный логотип "Coca-Cola" по-прежнему легко найти в магазинах и ресторанах по всей стране. Более того, на рынке появился новый бренд под названием "Добрый Cola", продающийся в банках с удивительно знакомым красным оттенком и вкусом, который мало кто сможет отличить от оригинала. Таким образом, по некоторым данным, Coca-Cola Co остается лидирующим производителем газированных напитков в России.

«Добрый Cola» в знакомой красной банке. Фотограф: Артём Пряхин/Коммерсантъ
«Добрый Cola» в знакомой красной банке. Фотограф: Артём Пряхин/Коммерсантъ

Это связано с тем, что партнер по розливу Coca-Cola Co в России, компания Мултон Партнерс, принадлежит отдельной компании, зарегистрированной на Лондонской фондовой бирже, Coca-Cola HBC, в которой американская компания владеет 21% акций. Когда Coca-Cola HBC прекратила производство Coca-Cola после начала специальной военной операции, Мултон Партнерс представила на рынок бренд "Добрый Cola". По данным исследовательской компании Prodazhi.rf, этот напиток стал самым популярным газированным напитком в стране с долей рынка 13%.

Ситуация с PepsiCo

PepsiCo Inc. в сентябре 2022 года заявила, что прекратила производство и продажу Pepsi, Mountain Dew и 7Up в России, и ее доля на рынке резко сократилась. Однако вскоре компания представила новую колу под названием Evervess и увеличила производство фруктовых напитков Frustyle на своих заводах в стране. В прошлом году продажи напитков российского подразделения выросли на 12%, составив 209 миллиардов рублей (2,3 миллиарда долларов). Выручка от бизнеса детского питания и молочных продуктов в России также увеличилась на 10%, до 129 миллиардов рублей.

Заключение

С 2022 года более 1000 международных компаний заявили о сокращении операций в России, согласно исследованиям Йельской школы управления. Однако многие из них остаются. Unilever и Nestlé, имея большие производственные мощности в России, не торопятся продавать свои активы. Пивоваренная компания Carlsberg и гигант йогуртов Danone столкнулись с изъятием своих активов при попытке покинуть страну, хотя Danone удалось договориться о продаже компании. Французский оператор супермаркетов Auchan, розничный продавец одежды Benetton, ресторанные сети Subway и TGI Fridays и вовсе продолжают работать в России без явных планов на сокращение деятельности.

Иностранный бизнес в России столкнулся с проблемами "репатриацией доходов" ("repatriating earnings" - взято из оригинальной статьи Bloomberg), требующий разрешения, которое зачастую не так просто получить, однако высокая прибыль заставляет иностранные компании выбирать между санкциями и заработком. Российская экономика, за последнее время, показав хорошие темпы, выросла на 3,6% в прошлом году, что привело к рекордно низкому уровню безработицы в 2,6% и росту показателей зарплат населения.

Читать оригинальную статью на сайте Bloomberg