Найти тему

Маршал Жуков Г.К.

Интервью для - «Лента.ру»

Ровно 50 лет назад, 18 июня 1974 года, не стало Георгия Жукова. После войны маршал Победы находился в зените славы не только в СССР. Им восхищался Уинстон ЧерчилльДуайт Эйзенхауэр считал его своим другом, а Иосип Броз Тито наградил высшим военным орденом Югославии. Руководителям СССР, однако, не очень нравилась популярность маршала: им всюду мерещились заговоры, они боялись переворота с участием армии. Доподлинно неизвестно, претендовал ли Жуков на высшие позиции в государстве, но советским Эйзенхауэром он так и не стал. Последнюю четверть века своей жизни маршал практически постоянно находился в опале у Сталина, у Хрущева, а потом у Брежнева. О Жукове вспоминали лишь тогда, когда его значительная фигура была необходима в большой политической игре. «Лента.ру» — о том, как советские вожди боролись с Жуковым.

Скрин
Скрин

Возможно, опасения Сталина были не беспочвенными. По мнению историка Александра Черемина, Советская армия в то время обладала возможностью в любой момент совершить государственный переворот. Тем более вождь помнил о заговоре маршала Михаила Тухачевского.

На взгляд эксперта, одним из самых умных среди высших военачальников оказался начальник Генштаба Александр Василевский — он не стремился к власти, чем внушил Сталину доверие. Выбирая, кому передать руководство Министерством вооруженных сил СССР, вождь остановился на его кандидатуре.

Тем не менее Сталин, оценив реакцию армейской верхушки, все-таки не рискнул отправлять Жукова под суд.

Дальнейшие события показали, что Жуков не считал себя отработанным материалом и не пал духом, а, напротив, энергично приступил к работе и занялся борьбой с распоясавшимся криминалом.

По мнению дочери маршала Маргариты, Сталин «не смог вынести авторитета полководца Жукова в армии и стране, его международного престижа».

«Испокон века воины-победители брали трофеи, — напоминает Черемин в беседе с «Лентой.ру». — Это считалось в порядке вещей, многие войны для того и велись».

По его мнению, такой менталитет был свойственен любому в РККА. Когда они видели красивые гобелены, картины, ювелирные изделия и посуду, какой у них никогда не было (а была инвентарная мебель с номерками, часто не очень-то и качественная. Или отобранное у дворянства в 1917-1918 годах), все считали взятие трофеев своим законным правом.

По его словам, различное оборудование вывозило из советской зоны оккупации Германии и само государство: например, станки, требовавшиеся для восстановления уничтоженных нацистами фабрик и заводов, фермы мостов. То же самое делали и другие страны.

Иными словами, своими действиями маршал Жуков никак не выделялся на фоне остальных. Но его нужно было как-то зацепить — и вот представился подходящий повод.

Особо подчеркивалось, что, будучи вызван в комиссию для дачи объяснений, Жуков «вел себя неподобающим для члена партии и командира Советской армии образом, в объяснениях был неискренним и пытался всячески скрыть и замазать факты своего антипартийного поведения».

«Указанные выше поступки и поведение Жукова на комиссии характеризует его как человека, опустившегося в политическом и моральном отношении», — сообщалось в постановлении Политбюро.

Далее в тексте следовал вывод, что за свои поступки Жуков заслуживает исключения из рядов ВКП(б) и предания суду. Однако, признавая заслуги маршала в Великой Отечественной войне, партийная верхушка предоставляла ему последнюю возможность исправиться, проявив себя на менее значимой работе — так полководца перевели из Одессы на должность командующего войсками Уральского венного округа. Все «незаконно присвоенные» драгоценности и вещи предписывалось немедленно сдать в Госфонд.

«Сталину явно не нравилось величие полководцев, — рассуждает Черемин. — МГБ было дано задание посмотреть, что вывезли из Германии. Некоторые из окружения Жукова действительно привезли очень много. Стали искать крайнего, им оказался генерал [Леонид] Минюк. Ему инкриминировали, что он украл определенное количество эшелонов. На самом деле Минюк ничего не крал. Это был первый случай в ближайшем окружении [Жукова]. Потом [был арестован близкий друг Жукова, генерал Константин] Телегин. Жукова потихоньку начали оттеснять от Министерства вооруженных сил».

Историк обращает внимание на неприглядную роль в этой истории тех, кто когда-то был соратником Жукова — например, «не очень хорошо себя повел» Конев, которого маршал спас, когда у того возникли проблемы во время битвы под Москвой. Да и некоторые другие начали отворачиваться от Жукова, видя, как к нему относится вождь.

Фото. Книга "Награды СССР за военные заслуги", автор Александр Александрович Черёмин.
Фото. Книга "Награды СССР за военные заслуги", автор Александр Александрович Черёмин.

По словам Черемина, те, от кого зависела публикация мемуаров, — Брежнев и начальник Главного политического управления Советской армии и ВМФ Алексей Епишев — Жукова откровенно не любили. Связано это было с тем, что во время войны маршал не очень хорошо вел себя по отношению к политработникам. Те отвечали взаимностью, а в 1960-е вдруг оказались во власти, выше Жукова.

«Жуков вел себя как дешевый проситель, по-другому не скажешь, — говорит Черемин. — Епишев встретился с ним всего раз и перепоручил это дело своим заместителям [Николаю] Начинкину и [Константину] Калашникову. В итоге в вышедшей книге Жуков уверяет, что он, заместитель верховного главнокомандующего, обращался за советом к начальнику политотдела 18-й армии Брежневу — как ему провести военную операцию. Затем он "консультировался" с Начинкиным и Калашниковым».

В том же 1967-м маршал перенес инсульт (возможно, из-за переживаний по поводу отказа в выпуске книги) и с тех пор ходил, опираясь на трость. Здоровье его стремительно ухудшалось.

Мемуары маршала «Воспоминания и размышления» впервые увидели свет в 1969 году и с тех пор неоднократно переиздавались огромными тиражами, став для советских граждан настоящим бестселлером. Впрочем, историк Черемин считает, что в мемуарах хватает неточностей.

«Например, Жуков пишет, что Рокоссовский "прибыл из отпуска" и приступил к командованию 16-й армией, — продолжает собеседник «Ленты.ру». — Но ты напиши правду! Где на самом деле был Рокоссовский, как там над ним издевались. При описании Сталинградской битвы тоже много неточностей, Жуков же там не был. В общем, с исторической точки зрения мемуары слабые, сказали маршалу два генерал-полковника. Этой книгой восторгались непрофессионалы, которые просто любили СССР и советскую историю. Как исторический источник мемуары Жукова — одни из самых худших».

13 ноября 1973-го скончалась от рака вторая супруга маршала Галина. Жуков чувствовал себя все хуже, вскоре перенес очередной инфаркт. В мае легендарный полководец впал в кому и 18 июня 1974 года его не стало.

Полную версию статьи можете прочитать перейдя по ссылке: https://m.lenta.ru/articles/2024/06/18/zhukov/

PS. В моих книгах написана история Великой Отечественной войны и биография маршала Жукова Г. К.

Фото. Книги по истории Великой Отечественной войне, автор Александр Александрович Черёмин.
Фото. Книги по истории Великой Отечественной войне, автор Александр Александрович Черёмин.