Настоящая женщина никогда не пожертвует фигурой ради какой-то пешки.
Несмотря на обширный список известных композиторов, увлекавшихся игрой в шахматы, я не смог найти в их наследии сколько-нибудь значащего произведения на эту тему.
Безусловно, "шахматная" классическая музыка существует, но она настолько непопулярна и малоисполняема, что "пилить" на неё обзор нет никакого смысла.
И всё-таки, есть один автор, который смог связать своё имя, академическую музыку и шахматы. Вы все его знаете, а сочинения хотя бы раз в жизни слушали ради интереса или любопытства.
Это Джон Кейдж.
В 1944 году он принял участие в выставке, организованной Марселем Дюшаном, но не в качестве композитора, а как ... художник, представив посетителям полотно "Chess Pieces".
Название можно перевести как "Шахматные Фигуры", так и "Шахматные Пьесы".
На клетки шахматной доски наложена музыкальная партитура на двух нотоносцах, как для фортепиано. Картина "зазвучала" только в 2005 году, когда её "реконструкцию" выполнила ученица композитора Маргарет Ленг Тан.
В предисловии к нотному изданию пианистка утверждала, что музыка, живопись и шахматы были для Кейджа "тремя интересами на всю жизнь". И если рассматривать игру в шахматы как искусство, то "Chess Pieces" несомненно представляет из себя яркий образец синтеза искусств.
Пьеса может исполняться на разных инструментах.
На фортепиано:
Ансамблем ударных:
Дуэтом арфы и баяна:
Но, честно говоря, звучит она слишком обычно для такого затейника, как Кейдж.
Более интересным представляется перфоманс с Марселем Дюшаном и его женой Алексиной, состоявшимся 5 марта 1968 года в Торонто.
Пьеса "Reunion" ("Воссоединение") состоит из музыки, вызываемой ходами игроков на специально сконструированной шахматной доске. Композиторы Лоуэлл Кросс, Гордон Мумма, Дэвид Берман и Дэвид Тюдор сочинили шестнадцать произведений, по четыре от каждого. Фотоэлементы под свободными клетками в середине доски запускали воспроизведение предварительно записанной музыки, как только на них вставала фигура.
Для клеток, занятых фигурами в начале игры, действовал обратный принцип: музыка включалась в тот момент, когда клетка освобождалась.
Длительность пьесы определялась продолжительностью игры. В первой партии Кейдж довольно быстро проиграл Дюшану. Затем за доску села Алексина и поединок продлился пять часов и был прерван после полуночи.
В 1970 году японская видеохудожница Сигеко Кубота выпустила гибкую пластинку с аудиозаписью игры Кейджа и Дюшана.
Тираж составил всего 500 нумерованных экземпляров. Коллекционная редкость. Но не расстраивайтесь - ролик доступен в сети.
В 2012 году латиноамериканские поклонники творчества Кейджа в Национальном музее изящных искусств Сантьяго (Чили) устроили музыкально-шахматный турнир. За каждым из 16 игроков был закреплён персональный исполнитель на какой-нибудь экзотике: от препарированной скрипки до так называемых Cotidiáfonos (инструменты, изготовленные из предметов повседневного обихода).
Финальный матч состоялся между Хорхе Эггером (Эден Карраско на альт-саксофоне) и Марсело Льоренсом (голос Андреса Чинчона).
Идеи Кейджа живут и побеждают.
Однако, стоит признать, что музыкальные воплощения других игр - карты и рулетка - находятся в более выигрышной позиции. По крайней мере, об их существовании известно большинству слушателей.
Ссылка на статью отправляется в постоянный КАТАЛОГ публикаций канала. Ещё по теме:
Традиционная несмешная байка в заключении:
В тридцатых годах Джон Кейдж учился у Арнольда Шёнберга (кстати, тоже большого любителя шахмат). И поначалу "отец додекафонии" засомневался в его финансовых возможностях. Кейдж вспоминает:
Я сказал, что не может быть и речи о том, чтобы позволить себе это, потому что я вообще не могу ему ничего заплатить. Затем он спросил меня, готов ли я посвятить свою жизнь музыке, и я ответил, что готов.
"В таком случае, - сказал он, - я буду учить вас бесплатно".