Найти в Дзене
Русская Правда

Безумная крестоборческая ересь главы РПЦЗ митр. ​Антония​ (Храповицкого)

Схимонах ​Епифаний​ (​Чернов​) «Догматическое учение об Искуплении, чуждое Святым Отцам Церкви» (о ложном учении митр. ​Антония​ (Храповицкого))»:
«К глубокому духовному сожалению автором такого учения является широко известный и от природы одаренный Митрополит Киевский и ​​Галицкий​​ ​Антоний​ (​Храповицкий​, 1864–1936). Но таково попущение Божие к вразумлению нашему.
Первое известие об этом появилось в виде двух небольших статей в самом конце прошлого ​века​. Но в более законченном виде оно опубликовано в эмиграции в ​двадцатые​ годы нашего столетия. А именно: „Опыт Христианского Православного ​Катехизиса​“ (Сербия, ​Сремски​​-​Карловци​, г. 1924, стр. 147) и „Догмат Искупления“ (там же, 1926 г., стр. 60).
Дабы ясно было, в каком духе написаны ​​эти​​ произведения, приведем начало и конец главного из них, „Догмата Искупления“:
„Прямого ответа на вопрос, почему для нас спасительны Христово воплощение, страдания и Воскресение, ответа сколько-нибудь ясного, не дано еще никем (?!), е

Схимонах ​Епифаний​ (​Чернов​) «Догматическое учение об Искуплении, чуждое Святым Отцам Церкви» (о ложном учении митр. ​Антония​ (Храповицкого))»:

«К глубокому духовному сожалению автором такого учения является широко известный и от природы одаренный Митрополит Киевский и ​​Галицкий​​ ​Антоний​ (​Храповицкий​, 1864–1936). Но таково попущение Божие к вразумлению нашему.

Первое известие об этом появилось в виде двух небольших статей в самом конце прошлого ​века​. Но в более законченном виде оно опубликовано в эмиграции в ​двадцатые​ годы нашего столетия. А именно: „Опыт Христианского Православного ​Катехизиса​“ (Сербия, ​Сремски​​-​Карловци​, г. 1924, стр. 147) и „Догмат Искупления“ (там же, 1926 г., стр. 60).

Дабы ясно было, в каком духе написаны ​​эти​​ произведения, приведем начало и конец главного из них, „Догмата Искупления“:

„Прямого ответа на вопрос, почему для нас спасительны Христово воплощение, страдания и Воскресение, ответа сколько-нибудь ясного, не дано еще никем (?!), если не считать маленькой передовицы в "Церковном Вестнике" 1890-го и статейки в "Богословском Вестнике" 1894 г., коих автором был пишущий ​​эти строки...“ (с. 1). „На приведенный догматический вопрос это пока единственный прямой положительный ответ“ (с. 2).

Странное и загадочное утверждение... „Прямого ответа на вопрос, почему для нас спасительны Христово Воплощение, страдание и Воскресение, ответа сколько-нибудь ясного, не дано еще никем“, — говорит он. Не слишком ли он категоричен? По его мнению ​Святые​ Отцы и великие Учители Церкви не дали ответа?! В православном ​мире​ никто не допускает таких выражений. Это слишком самоуверенно, не слишком ли заносчиво, чтоб не сказать прямо, гордо и ​богохульно​? Ибо этим словом „никем“ он намекает на всех Святых Церкви Христовой, начиная с Апостолов. Так ​​первоверховный​​ Апостол Павел, будучи движим Духом Святым (2 Петр. 1:2), говорит о Церкви, что она — Церковь Бога ​Живого​, столп и утверждение истины (1 ​​Тим​​. 3:15). Если поверить Митрополиту ​Антонию​, то этого сказать нельзя. Разве она истинная, разве она — столп и утверждение истины?! Митрополит дает понять своим ученикам и последователям, что без его „учения“ о догмате Искупления Церковь не может быть „истинной“... Но это открылось Церкви только в ​​ХХ​​-м ​веке​, когда явился „великий учитель“, по оценке его последователей... Бедная, бедная Церковь Христианская, не зная „истинного учения“ об Искуплении, она воображала себя „истинной“.

Две тысячи ​лет​ она не знала этого и „узнала“ ​ее​ только в ​​ХХ​-м ​веке​, благодаря Митрополиту ​Антонию​.

Однако, согласно этому „истинному учению“ оказывается, что великое таинство Искупления Христом Спасителем совершено, но совсем не „там“, не „тогда“ и не „​тем​ способом“, как ошибочно считает Святая Церковь.

Согласно учению всех Святых и ​Богоносных​ ​Отцев​ и Учителей Церкви Искупление рода человеческого совершено на Голгофе, Митрополит же ​Антоний​ вносит существенную „поправку“. Таинство Искупления совершено не на Голгофе, а в Гефсимании. „Должно опровергнуть, — заявляет автор, — ходячее представление (так он называет святоотеческое учение!) о Гефсиманской молитве... Господь в Гефсиманском саду молился не об избавлении от распятия и смерти, как принято думать... Должно думать, что в ту Гефсиманскую ночь мысль и чувство Богочеловека объяло всех падших людей... В этом и состояло наше искупление“ (подчеркнуто автором). (Догмат Иск., с. 32–33 и 31).

И отсюда следует, что Искупление рода человеческого совершено, по Митрополиту, не в Великую Пятницу, как празднует Церковь Христова, а в Великий Четверг, при Гефсиманском молении о „чаше“ (с. 32–33).

Не телесными страданиями, не Божественной ​Кровию​ Христа Спасителя достигнуто наше искупление — заявляет проповедник чуждого Святым Отцам новаторского учения. Это — „грубо“ (с. 55–56). И настаивает, что Искупление достигнуто душевными муками Христа Спасителя, Его „сострадательной ​любовию​“ к грешному человечеству, при этом „в продолжение всей Его земной жизни“. Но в величайшей мере Искупление совершилось во время Гефсиманской молитвы. Сказав это, Митрополит формулирует свой „догмат“:

„Должно думать, что в ту Гефсиманскую ночь мысль и чувство Богочеловека объяло всех падших людей, в числе многих миллиардов, и оплакало с любовною ​​скорбию​​ всякого в отдельности, что, конечно, было доступно только сердцу Божественному, всеведущему. В этом и состояло наше искупление“ (Догмат Иск., с. 30–31).

И это не ​все​. Он договаривается до того, что кощунственно принижает величайшее значение Голгофских Страданий и Крестной Смерти Господа нашего Иисуса Христа до: „второстепенного, не существенного, ​​превходящего​​“ значения (Догмат Иск., с. 44).

Если верить учению Митрополита ​Антония​, надо отречься от учения Святой Церкви, если же признавать учение Святой Церкви истинным, то надо признать учение Митрополита ​Антония​ ложным.

Соединить их нельзя, а он старается уверить, что оба учения лишь отличаются „языком“. Зная учение Святых ​Отцев​, запрещающее всякое новшество в догматическом учении Святой Церкви (Шест. ​​Всел​​. ​​Соб​​. правила 1 и 19). И поэтому он прибегает к софистическому (обманному) методу защиты своего учения об Искуплении. Он уверяет, что его учение только кажется „новым“, а в сущности оно является „древним“, но „позабытым учением Церкви“ (Догмат Иск., с. 44), оно „древнее​, святоотеческое учение“ (Догмат М. А. Протокол ​Синода​ от 9/22 апреля 1926). Но в тоже время он излагает свое учение „языком точных понятий“ (Догмат Иск., с. 59). А почему не языком Святых ​Отцев​, как повелевает Церковь Христова?! Ведь Церковь Святая запрещает употреблять ​иные​ выражения в догматическом учении.

Почему же ​Антоний​ употребляет иной язык, называя его, в отличие от языка святоотеческого — „точным“? Этим он дает понять, что язык Святых ​Отцев​ он находит „не точным“. С первой страницы и до последней он усердно хвалит себя. На первой, сказав, что „ответа, сколько-нибудь ясного, не дано еще никем“, кроме „пишущего ​​эти​​ строки“, он поставил себя выше не только Святых ​Отцев​ Церкви, но даже и Святых Апостолов. А Божественное слово порицает самохвалов, говоря: Пусть тебя хвалит другой, а не уста твои, — чужой, а не язык твой (Притч. 27:2; 2 ​​Кор​​. 10:12). А на последней, он хвалится своим точным языком...

Стиль и язык „Догмата Искупления“ — модернистический, чужой и чуждый Святым Отцам, языку и стилю Церкви. Он называет догматическое учение Церкви Православной „схоластическим“, проповедующим ​якобы​ „юридическую теорию“ Искупления, занесенную из католичества и протестантства. А самый термин „юридическая теория“ взят им из лютеранства. Там ​они​ дошли до того, что у Святых ​Отцев​ начали искать следы этой теории, а митрополит ​Антоний​ „нашел“ признаки этой теории в догматике Православной Церкви, в грудах знаменитого православного иерарха, Московского Митрополита Филарета, святителя Феофана Затворника, у преподобного Серафима Саровского и многих других.

Себя же он выдает за борца и освободителя от католических и протестантских заимствований. Но это служит ему лишь благовидным предлогом для проповеди идей лютеранства, которыми насыщено до отказа его учение об искуплении.

Зарекомендовав себя защитником Православия, он своим учением разрушает ​самые​ основы догматики Православия:

1. Он отрицает ​​первоевангелие​​ или первую „благую весть“ (​​Мр​. 1:15), возвещенную человечеству о Мессии — ​Христе​ (Быт. 3:15).

2. Отрицает учение Церкви о „первородном грехе“ и опровергает само понятие: „первородный грех“, лежащий на всех потомках Адама и Евы.

3. Отрицает учение Православной Церкви о „клятве-проклятии“, под которое попало ​все​ человечество в „первородном грехе“ Адама и Евы.

4. Утверждает, что Бог — виновник зла, поскольку Творец человека создал его с „наклонностью ко греху“.

5. Отрицает учение Святой Церкви, что таинство Искупления совершено Господом на Голгофе и утверждает, что оно совершено Господом Иисусом Христом в Гефсимании при молении о „чаше“, но не Крестными Страданиями, не Божественною ​Кровию​, а „сострадательной ​любовию“.

6. Он отрицает учение Святой Церкви о „чаше“ (​​Мф​​. 26:39) и „часе“, говорящих о Крестной Смерти Спасителя.

7. Он низводит Святейший Крест Искупителя и Его Божественную Кровь и Животворящую Смерть на степень лишь „побочного“, „второстепенного и не существенного значения“ (Догмат Иск., с. 32 и 44).

8. Отрицает Учение Церкви, что Господь наш Иисус Христос испытал в Гефсимании „страх смерти по естеству человеческому“.
9. Отрицает Учение Святой Церкви, что агнец, приносимый в искупительную жертву в Ветхом Завете, был прообразом Христа Искупителя.

10. Кощунственное и богохульное изображение таинства Искупления рода человеческого как „дуэли“, между Лицами ​Пресвятые​ Троицы, ​якобы​ ​проповедуемой​ Церковью.

11. Проповедуемое Митрополитом ​Антонием​ таинство „Искупления“ — ​​нехристианское​​, а „Спасение“ — языческое.

12. Софистический метод внедрения лжеучения, разрушающего догматическое учение Церкви Православной.

У Митрополита ​Антония​ два лица. Одно лицо официальное, как Председателя Собора и ​Синода​ Заграничной Церкви, или „Русской Православной Церкви Заграницей“ (​РПЦЗ​). Когда он подписывает ​официальные​ акты, здесь он — „​православен​​“, как бы несокрушимый адамант. Но неофициально, он не боится показать иное свое лицо, противоположное. На словах — одно, а на деле — другое».