2,7K подписчиков

САМОМУ РУССКОМУ КОМПОЗИТОРУ

180-летию Римского-Корсакова Большой театр посвятил внушительный фестиваль.

180-летию Римского-Корсакова Большой театр посвятил внушительный фестиваль.

Его инициатором стал Валерий Гергиев: почти сразу после своего назначения в Большой он заявил, что совместными усилиями двух «императорских» театров обеих столиц такой фестиваль обязательно должен быть проведен. Гергиев известен своей любовью к великому русскому композитору: еще на заре своей деятельности, в 1994-м году он организовал грандиозный первый фестиваль к юбилею мастера – тогда к 150-летию. Спустя четверть века в 2019-м новый фестиваль творчества Римского-Корсакова прошел в Мариинке с еще более внушительным размахом – были исполнены все 15 опер автора (12 из них имеют в репертуаре Мариинки сценические версии и три были даны концертно), все 79 романсов (силами Академии молодых певцов под кураторством Ларисы Гергиевой), все симфонические и кантатно-ораториальные сочинения классика.

Большой театр тогда тоже отозвался на юбилей – запоздало подготовив премьеры «Садко» и «Салтана» – но специального фестиваля не проводил. Теперь такой появился и в Москве. В его рамках Большой показал собственные корсаковские работы – упомянутых «Садко» и «Салтана», а также свой многолетний бренд – «Царскую невесту». На его сцене прошли гастроли Мариинки с корсаковскими операми – петербургский театр показал «Псковитянку», «Китеж» и «Ночь перед Рождеством». Все это случилось по весне, ближе к дате юбилея (18 марта). А в июне (месяце памяти композитора – он умер 21 июня) театр собственными силами показал две внушительные концертные программы.

В первый вечер оркестром Большого под управлением уральского маэстро Дмитрия Лисса были исполнены концертная увертюра «Светлый праздник», сюита из оперы «Золотой петушок», «Сеча при Керженце» из «Китежа», а также две самые всемирно знаменитые симфонические сюиты Римского-Корсакова «Испанское каприччио» и «Шехеразада».

На следующий день состоялся грандиозный оперный гала-концерт, в котором были исполнены около тридцати номеров из богатого оперного наследия великого мастера. Концептуально сосредоточились на сказочных операх автора, который заслуженно слывет главным чародеем русской оперы – по этой причине, например, не прозвучало ни одного номера из самой популярной оперы Николая Андреевича «Царская невеста». Впрочем, выдержали строгий сказочный уклон не до конца – открывалась программа «Шествием князей» из «Млады», а во втором отделении Анна Нечаева вдохновенно исполнила арию Февронии из «Китежа»: обе оперы содержат фантастические моменты, но сказками их все же назвать трудно.

180-летию Римского-Корсакова Большой театр посвятил внушительный фестиваль.-2

«Майская ночь», «Золотой петушок», «Ночь перед Рождеством», «Сказка о царе Салтане», «Кащей бессмертный» – эти оперы были представлены двумя-тремя номерами. А вот «Садко» и «Снегурочка», напротив – многочисленными музыкальными фрагментами – сольными, хоровыми и оркестровыми. Хотя в программе присутствовали и номера из более драматических опер (того же «Китежа») общий колер концерта оказался очень праздничным и светлым – Римский-Корсаков предстал если не стопроцентным оптимистом, то точно творцом с гармоничным, позитивным мироощущением.

Героев у концерта было немало – тех исполнителей, что откровенно порадовали слушателей. На первое место стоит поставить оркестр театра вновь под управлением Дмитрия Лисса, который демонстрировал богатую колористику великого кудесника оркестра во всей красе – это было явлено в тембральном разнообразии и безупречном исполнении инструментальных соло. Но кроме того стоит отметить подробную и градуированную нюансировку, благодаря чему корсаковская музыкальная ткань предстала еще более выигрышно и утонченно.

Отличился и Детский хор театра, у которого был всего один номер – Сцена Весны с птицами из пролога «Снегурочки» – но сыгран и спет он был невероятно артистично, стройно по интонации и с превосходной дикцией. Как раз этого сильно не хватало в пении взрослого хора театра – он блистал монолитностью и мощью звучания, однако в большинстве номеров – а они были многочисленны – слова были практически неразличим, и хор воспринимался лишь как еще одна звуковая краска в богатой палитре композитора.

Многочисленные солисты и стажеры Большого, солисты его Камерной сцены и артисты Молодежной оперной программы театра, принявшие участие в гала, в целом явили высокий исполнительский уровень, достойный  главной оперной сцены страны. Особенно хочется отметить красивый тембр и ясную дикцию Полины Шабуниной (Волхова и Снегурочка), мощнейшее звучание Олега Долгова (Левко и Садко), завораживающую сочность звука Алины Черташ (Лель и Весна), пламенеющую негу плотного тенора Ильи Селиванова (Индийский гость), свежесть и непосредственность исполнения Владислава Чижова (Иван-королевич), глубину, полновесность подлинно басовых красок Владислава Попова (Варяжский гость).

18 июня 2024 г., "Музыкальный клондайк"