Найти тему
Азербайджан - страна огней

Что делали с семьей шехзаде, когда его брат становился султаном?

Сцена, в которой маленький шехзаде Мехмед ехал в отдельной карете, вместо того, чтобы сесть с матерью, была одним из самых тяжелых эпизодов в сериале «Великолепный век». Конечно, мы почти каждую серию видим, как кого-то отправляют на тот свет, но не невинного же семилетнего ребенка? Именно по этой причине многие телезрители, как минимум, недолюбливают Селима и его мать Хюррем.

А как поступали остальные султаны с семьей своих побежденных братьев?

По давней традиции, правители Османской империи никогда не женились, а сыновей им рожали наложницы. Каждый потенциальный наследник-шехзаде, а им становился только физически и умственно здоровый молодой человек, в юности проходил обучение в дворцовой школе. Но в возрасте 17-18-ти лет он отправлялся в санджак (провинцию), дабы учиться там делам правления. Его сопровождал мужчина-воспитатель, которого тюрки называли лал, а также мать – после рождения сына она больше не имела отношений с султаном.

После ухода из жизни своего отца его сыновья бегом отправлялись в столицу. Тот, кто попадал в Стамбул первым, принимал на себя верховную власть. Обычай дозволял ему ликвидировать своих братьев, дабы обеспечить спокойствие государства. Это называлось законом Фатиха в честь султана, который такое правило ввел: «И кому из моих сыновей достанется султанат, во имя всеобщего блага допустимо умерщвление родных братьев».

В общем и целом, система выглядела так, хотя иногда случались отступления от нее как в более милосердную, так и в жесткую стороны. Поскольку османы стремились преуменьшить возможный ущерб, они вводили определенные ограничения. Так, например, каждый из шехзаде получал право завести собственный гарем только после того, как он отправлялся в санджак и становился самостоятельным. Как правило, к моменту кончины его отца у него самого было несколько сыновей и дочерей, а также еще не очень старая мать.

-2

Проблема состоит в том, что их дальнейшая судьба решалась новым государем. Даже несмотря на закон Фатиха, они сами, как и самые широкие слои общества, свои действия считали делом постыдным. Поэтому нельзя сказать, что на этот счет имелось достаточно исторических записей. Большая часть из них касается судьбы близких шехзаде Мустафы, от которого избавился собственный отец, дабы трон достался его сыну Селиму.

Но общее требование состояло в том, что женщин запрещено было трогать. Т.е., мать, наложницы и дочери шехзаде, проигравшего в борьбе за власть, могли чувствовать себя в безопасности. Есть предположение, что их было принято отправлять в ссылку в старую столицу Бурсу, где находили вечный покой царевичи-неудачники. Там они следили за его могилой и могли в спокойствии дожить свой век. Впрочем, дочери или бывшие одалиски могли быть выданы за кого-нибудь замуж. Или же отправиться домой, к своим отцам, или выехать за границу, если они иностранки.

Например, мать Мустафы Махидевран при жизни султана Сулеймана вместе со своей невесткой была вынуждена распродать все свои ценности и долгое время сильно бедствовала. Но когда на трон взошел Селим, то выплатил ее долги и дал средства на спокойную старость. Что касается дочерей казенного шехзаде, то еще дед выдал их выгодно замуж – их супругами стали генералы янычар и высокопоставленные паши.

-3

А вот с мальчиками поступили более сурово – от них приказал избавиться еще Сулейман. Надо полагать, что его предшественники и потомки поступали подобным же образом. В истории Османской империи уже был негативный опыт, когда после нашествия Тамерлана на трон сел Мехмед I после долгой гражданской войны. Но его конкурент со своим потомством скрылся у греков. Ситуация разрешилась через много лет, когда действующий султан Мехмед II Фатих при штурме Константинополя избавился от его внука – своего троюродного брата. Вероятно, именно поэтому он и ввел закон своего имени.

С тех пор все новые султаны поступали именно так: приговаривали к высшей мере не только братьев, но и их сыновей, оставляя женщин в покое. Некоторые из них мстили им, делая так, чтобы матери, жены и дочери конкурента влачили свои дни на хлебе и воде. Но большинство назначали некое содержание.

Правда, в негативном смысле выделился Мехмед III. При восхождении на отцовский трон он приговорил девятнадцать своих братьев, большинство из которых были еще детьми. Также, ему вменяют в вину, что он повелел избавиться и от беременных наложниц своего отца – никто ведь не знал, какого пола у них будут дети. Еще один момент состоит в том, что султан отправил на небо и своих сестер, серьезно нарушив установленные правила. Но это неточно, есть версия, что, по крайней мере, большинство из них ушли в лучший из миров во время чумы.

-4

В любом случае, именно по этой причине Мехмед среди народа был отчаянно непопулярен, и этот факт привел к отмене закона Фатиха. С тех пор османских царевичей держали в заключении во дворце, а их наложниц заставляли прерывать беременность. Уже в 20-м веке Мехмед V отказывался посещать могилу своего тезки – это показывает тот факт, что его поступок вызывал презрение даже у представителей османской династии.

Османская империя
0