Мода на Китай и стиль шинуазри, то есть стилизацию под искусство и художественные традиции китайских мастеров, началась с Петра I. В 1722 году во дворце Монплезир по рисункам и планам царя был устроен Лаковый кабинет для размещения привезенной из Европы коллекции фарфора. Изнутри кабинет походил на шкатулку. На чернолаковых панно изображены сцены китайской жизни вперемежку со сказочными драконами и птицами, на резных полках расставлена посуда. Сам Петр I любил удивлять гостей и представал в этом кабинете перед ними в шелковом китайском халате.
Первая китайская миссия прибыла в Россию в 1729 году. Через год, к вступлению Анны Иоанновны на престол, была направлена следующая миссия. Аудиенция послов у императрицы состоялась в апреле 1732 года, а в мае в столицу прибыл посольский обоз с подарками — посудой, лакированными шкатулками, веерами, тканями и духами. Недавно в Золотой кладовой была атрибутирована одна из подаренных китайскими послами чашек. Прежде считалось, что она нефритовая, а на самом деле она, как оказалось, из литого стекла. Анне Иоанновне чашка полюбилась, и она заказала сделать для этой чашечки крышку из золота.
При Екатерине II шинуазри стал очень популярен. В Ораниенбауме по проекту Антонио Ринальди построили Китайский дворец с необыкновенным Стеклярусным кабинетом, украшенным шелковыми панно. Китайские пейзажи и фантастических птиц вышивали русские мастерицы и украшали их цветным стеклярусом с мозаичной фабрики Михаила Ломоносова в Усть-Рудице.
На другую затею — Китайскую деревню в Царском Селе — Екатерину II вдохновила китайская гравюра из ее личной коллекции. Императрица даже хотела привлечь к воплощению своей мечты настоящего китайского архитектора, но в результате над проектом работали знаток шинуазри Антонио Ринальди и Чарльз Камерон, автор проекта Большого китайского моста с высокими вазами из розового гранита. Центром деревни предполагалось сделать восьмиугольную обсерваторию в виде пагоды. Тут увлечение Екатерины II наукой и Китаем сошлись, и послу в Лондоне был заказан план пагоды, выполненной для Королевских ботанических садов архитектором Уильямом Чемберсом.
В 1779 году рядом с входом в Александровский парк по проекту Ринальди был построен Китайский театр для постановки опер. Интерьер театра украшал шелковый занавес со сценами на китайские мотивы, в оформлении сцены и лож фигурировали драконы и знаки зодиака.
Маленький шедевр стиля шинуазри в Царском Селе — павильон в виде Китайской беседки, увенчанной флюгером в виде китайского знамени, построил архитектор Юрий Фельтен.
Настоящая сокровищница восточного искусства — Китайский зал Екатерининского дворца. Его стены покрывали китайские панно XVIII века. На видном месте был выставлен подарок китайского императора — редчайшая ваза красного лака середины XVI века, на столах и этажерках красовалась коллекция ваз, ларцов, ящиков и вещей из фарфора, лака и эмали, картины из перегородчатой эмали XVII века, блюда и вазы XVI века, бокалы красного лака. Камин закрывал перламутровый экран работы XVI века. Почетное место занимали две фарфоровые пагоды, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе, и комод красного дерева с художественной резьбой из кости архангельской работы — русские мастера быстро освоили секреты шинуазри.
По желанию Екатерине II были устроены Западный и Восточный кабинеты и в Большом дворце в Петергофе. Их интерьер с учетом увлечения императрицей шинуазри разработал Валлен-Деламот. На трех панно изображены сбор урожая риса, этапы производства шелка и выступление войска в поход. Панно вставлены в обрамления с изображениями птиц и животных, которые выполнили русские мастера лаковой миниатюры. Печи в этих залах имеют замысловатую форму и облицованы изразцами со сценами из жизни Китая.
Один из образцов китайского искусства — мистические львы с чертами лягушек на Петровской набережной у самого домика Петра I. Их зовут Ши-цзы, и они символизируют проникновение знания и света. Эти статуи из Маньчжурии в Петербург привез губернатор Дальнего Востока, путешественник и исслелователь Николай Гродеков в 1907 году.
Текст: Михаил Борисов
#архифакты