3,2K подписчиков

Путешествуем по Карельскому перешейку: 12 куполов Сосново, Петровский редут, «Теркин» у порогов в Лосево

«В такую погоду только и гулять», - так началось наше утро, но через час мы выехали из дома; дождь прекратился, и солнце осветило дорогу к Карельскому перешейку.

Трасса прекрасная, вокруг лес и никаких пробок, места не слишком туристические, но исторические.

Примерно через час мы добрались до поселка Сосново и свернули к Храму Всех Святых, в Земле Русской просиявших. Сквозь деревья увидели врата как на иллюстрациях к сказкам Пушкина и вошли на территорию.

Сосново. У входа в храм Всех Святых
Сосново. У входа в храм Всех Святых

Сначала просто стояла и смотрела на 12-ти луковичное чудо, построенное в лесу в конце 90-х; на бег облаков по небу и слушала пение птиц.

Храм Всех Святых открыт в 2000 году
Храм Всех Святых открыт в 2000 году

В храме никого, тихо и будто с плеч гора свалилась - кружевные паникадила, византийская плитка под ногами, иконы и несколько свечей у образов. Интерьер помогали оформлять греки, поэтому в молельном зале есть стасидии (кресло с откидным сиденьем, чтобы можно было сидеть и стоять во время службы) и знакомая по Греции и Кипру алтарная резьба.

Прогулялись по территории, подошли к часовне, колокольне, звоннице. Было желание задержаться, но впереди ждала Вуокса и мы продолжили путь.

Звонница на территории храма. Колокола отлиты на пожертвования
Звонница на территории храма. Колокола отлиты на пожертвования

Ехали к Лосево под проливным дождем. Ближе к реке осадки почти прекратились и я в одиночестве пошла осматривать Петровский редут. Об историческом фортификационном сооружении напоминала табличка у турбазы «ЛосевоДа».

Турбаза "ЛосевоДа", около 180 км от Петербурга
Турбаза "ЛосевоДа", около 180 км от Петербурга

Над заросшим травой редутом успели соорудить веревочный парк, хлипкие и скользкие доски вели вниз и вверх. О том чтобы фотографировать даже не вспомнила, только мелькнула мысль: как же обратно спускаться. Балансируя на мокрых ступеньках преодолела все препятствия.

В таких зарослях шла к редуту
В таких зарослях шла к редуту

Кивиниеми-шанец был построен по приказу Петра I в форме ромба и окружен рвом. На территории редута находились пороховой погреб, артиллерия и личный состав. Позднее укрепление использовалось в системе защиты от шведов; участвовало в Великой Отечественной.

От фортеции мало что осталось, любопытно одно – кроме травы и кустарника на остатках вала лес не растет.

Один из домов турбазы в Лосево
Один из домов турбазы в Лосево

Маршрут был пройден, в мокрых джинсах и куртке, с зонтиком в руке снова вышла к грунтовой дороге и отправилась к мосту через Вуоксу, где меня ждал муж.

Мост через Вуоксу
Мост через Вуоксу

В свое время озера разделял перешеек и местные мужики зарабатывали тем, что перетаскивали волоком суда из Суходольского озера (до 50-го года озеро Сувато) в Ладожское.

Дважды человек вмешивался в природу, в начале и в середине 19 века. Крестьяне пытались выкопать канал, который соединил бы Ладогу с озером Сувато. Несколько позже финны решили углубить протоку, но не все предусмотрели - воды Вуоксы устремившись в новое русло, образовали Лосевский порог длиной без малого 900 метров.

Лосевский порог
Лосевский порог

Порог стремительный и бурный. Отец плавал как рыба, но рассказывал, что течение настолько сильное, что переплыть практически невозможно, стремнина утягивает на дно.

Именно в этом месте во время советско-финской компании наше командование приняло решение переправляться на другой берег. В ночь на 7 декабря стали наводить понтонные мосты для танков и пехоты. Противник встретил части Красной Армии плотным огнем. Под воду ушла техника и солдаты, немногие смогли добраться до суши. Замерзшие и усталые бойцы держались до последнего патрона, пока их не взяли в плен.

Здесь декабрьской ночью 1939 года переправлялись наши войска
Здесь декабрьской ночью 1939 года переправлялись наши войска

Событиям 39-го года Твардовский посвятил одну из глав поэмы «Василий Теркин»:

«Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава,
Кому темная вода, -
Ни приметы, ни следа».

В интернете много достойного материала по этой теме, нужно только правильно выбрать источник.

Лосевский порог
Лосевский порог

За железнодорожным полотном стоит скромный обелиск, посвященный трагическим событиям минувшего, за мостом - ресторан.

В центре фото видна вывеска ресторана "Теркин"
В центре фото видна вывеска ресторана "Теркин"

Пока мы стояли у пенящегося порога тучи рассеялись, выглянуло солнце, и мы взяли курс на Приозерск.

Продолжение следует.

Спасибо, что прочитали!