63,3K подписчиков

"Его не заставишь!" Родители признают, что поведение детей становится хуже. Возможная причина

5,3K прочитали

Лидер личного хит-листа автора канала:

"Ну я не знаю... Если он завтра захочет в школу пойти, то можно в пять часов вечера позаниматься, а если не захочет, то можно и утром. Опять же, если у него будет настроение с вами заниматься. Его может и не быть, но я вам утром точно напишу. Где-то за час..."

Рекордно короткие отношения ученика и репетитора. Планировали готовиться к ОГЭ, но там вон какое дело, сами понимаете, сокровище может не захотеть. А может и захотеть... И я при этом должна быть готова к любому исходу. Где-то за час.

Сразу до свидания. Даже без обсуждений.

***

"Я не знаю, как мне с ним быть! От рук отбился! Кричать бесполезно, как об стенку горох! Он меня не слушается, голос повышает! Пыталась отнять телефон, так у нас такое началось, что нам соседи чуть полицию не вызвали", – жалуется знакомая родительница.

Он меня не уважает! Я не могу его заставить ничего делать! Меня всерьёз не воспринимает абсолютно! Делает только то, что хочет!

У неё двое сыновей. Один уже взрослый, работает на заводе инженером. Помню, как мы с ним бились за хорошие показатели по математике. И было это лет десять назад.

Победили.

А вот с младшим проблема. Он сейчас в седьмой класс перешёл. Начала провисать математика. Родители обеспокоились, так как в сентябре маячит алгебра и грозит геометрия.

Желательно к этому рубежу подходить с крепкими навыками.

Обратились ко мне в надежде подлатать пробелы.

Ещё в ходе тестирования стало понятно, что нам не по пути. У шестиклассника совершенно не сформировалась внутренняя дисциплина. Он не может себя заставить сделать усилие и вспомнить таблицу умножения, к примеру. Или прочитать задачу до конца и пересказать содержание.

В ходе опроса ведёт себя отвлечённо, показывая, что ему это не надо.

Ему не надо, мне – тем более. Всем свою голову не приставишь.

А вот родителям сочувствую.

Почему выстраиваю рассуждения на примере именно этих знакомых? Разница в возрасте у братьев подходящая, 10-12 лет. Среда становления двух личностей одинаковая: родители не расходились, все бабушки-дедушки целы. Подход к образованию детей не поменялся. Семья научно-филологическая, если можно так выразиться. Необходимость знаний признаётся, рука на учебном пульсе держится.

Родители вели себя примерно одинаково в обоих случаях. Только старший в люди выбился, а младший растёт неуправляемым лоботрясом.

Почему?

– У них школа за десять лет так испортилась! С первого класса Мишкины учителя вообще не учат, только деньги получают. Нет, не поменялись, они те же, что у Алёшки (это старший), но они хуже работать стали. Мы уже сколько раз жаловались! Постоянно придираются, оценки занижают из-за поведения, предвзято относятся, вечно всем недовольны. Гнать таких из школы надо. Мётлами! Да, Миш?

Обратите внимание, разговор происходит при ребёнке. Младший Миша сидит рядом и усердно подтверждает, какие ужасные у него в школе учителя, как они его третируют и заставляют, как он при этом не хочет в школу ходить и учиться в этом кошмаре кромешном.

То есть, родители встают на сторону ребёнка, отрицая при этом авторитет учителей, а потом ждут уважения к себе.

Ну да, а что не так? Всё не так.

Закономерно и ожидаемо. Обесценивание авторитета

Поделюсь одной из возможных причин плохого поведения школьников.

Лидер личного хит-листа автора канала: "Ну я не знаю... Если он завтра захочет в школу пойти, то можно в пять часов вечера позаниматься, а если не захочет, то можно и утром.

Если вы при детях отрицаете значимость учителя, занижаете его роль, или хуже того, обзываете педагога и выносите негативные суждения о нём, вы таким образом вредите, в первую очередь, себе.

Ребёнок делает вывод, умозаключение:

Значит, взрослых можно обсуждать, взрослых можно ругать, взрослых можно не слушаться.

Это для нас, взрослых, важны социальные, семейные и прочие связи; это мы отличаем учителя от бабушки, президента от двоюродного брата. Иерархия уже выстроена, позиции и ступеньки распределены. Мы научились, потому что повзрослели и выросли.

А для ребёнка мы все просто взрослые. Он, ребёнок, эгоцентричен по своей природе. (Мы тоже такими были.) Это совершенно нормально. Он – центр вселенной, а вокруг взрослые. И неважно, учитель или мама, доктор или папа.

Есть ещё отношения "ребёнок – ребёнок", но всё в одну статью не поместится.

Поэтому когда мы при ребёнке ругаем учителя, мы ругаем сами себя, демонстрируя, как с нами надо взаимодействовать, если мы "плохо себя ведём".

Это и называется "показывать пример". Мы сами закидываем в сознание ребёнка образ действия. И он потом лишь осуществляет заложенную модель поведения.

Взрослых можно ругать, можно не слушаться, можно не уважать.

Как могла, упростила и ускорила один из разделов возрастной психологии. У нас был весьма сильный преподаватель в педагогическом институте. До сих пор записи храню. Постоянно пригождаются.

***

Вывод: даже если вы недовольны тем, как учат ваших детей в школе, постарайтесь избежать вовлечения ребёнка в процесс негодования и порицания, иначе не исключено, что навлечёте беду не только на учителя, но и на себя. Особенно в младших классах. Категорически не стоит так делать.

***

Именно в случае Миши мне кажется, что случилось как раз обесценивание авторитета взрослых. За последние десять лет отношение к школьным учителям продолжает меняться не в лучшую сторону. Раньше нельзя было ругать учителей, сейчас – сплошь и рядом, на здоровье.

Мальчик это видит и перекладывает модель на родителей. Не уважает никого.

***

К сожалению, одним советом плохое поведение детей не исправить.

Приходите в комментарии и поделитесь своими советами, как вы налаживаете отношения с детьми, если те не слушаются, не хотят делать домашнее задание, отказываются читать список литературы на лето (вы же меня знаете, я всё равно вверну поучительно-злободневное) и т. д.

Жду, друзья!

Поставьте, пожалуйста, оценку за материал👍