Экспертный обзор российского рынка свежих томатов и огурцов.
Каждый, кто посещает розничные магазины современного формата, а таких в больших городах подавляющее большинство, не устает удивляться ценам на самые привычные свежие овощи: томаты и огурцы.
Когда-то самые часто покупаемые овощи пугают трехзначными ценниками.
Цена на полке за килограмм огурцов достигла в феврале 2024 года 276 рублей в среднем по России. Томаты не отстают: в марте текущего года средняя розничная цена составила 271 рубль за кг.
Помесячная динамика говорит о явно выраженной сезонной составляющей: цены на свежие томаты и огурцы достигают пика в зимне-весенний период, когда на полках присутствует лишь продукция тепличных комплексов со светокультурой и остатки "недобитого" импорта.
Но и сравнение год к году говорит нам о существенной "огуречно-томатной" инфляции: еще 7-8 лет назад овощи стоили на 30-40% дешевле.
В чем же причина такого явления? Давайте разбираться.
Не смотря на глобальные изменения последних лет, в российском потребительском сегменте до сих пор действуют рыночные законы. Рост цен на любой товар может быть обусловлен следующими (одним или несколькими сразу) факторами:
- Увеличение спроса
- Уменьшение предложения
- Рост себестоимости
- Монополизация рынка (картельный сговор и т.п.)
Спрос (внутреннее потребление) на свежие томаты и огурцы в последние годы рос в среднем на 3% в год до уровня в 4,36 млн тонн в 2023 году. Около 75% от этого объема потребляется населением в свежем виде (покупается в рознице или съедается в сегменте HoReCa), остальное перерабатывается (консервы, пасты и др. продукты) или утилизируется.
Таким образом, ажиотажного спроса на овощи, который мог бы привести к существенному росту цен не наблюдается.
Структуру производства (валовые сборы) рассмотрим на примере томатов:
Основная часть томатов выращивается и потребляется в хозяйствах населения, не попадает в торговый оборот и по сути является своеобразным ответом на высокие цены в магазинах. Росстат фиксирует снижение валовых сборов в данном сегменте, однако по мнению аналитиков Агроан данная статистика не отражает реального положения дел. Средняя полоса и южные регионы РФ давно и плотно "сидят" на своем хозяйстве и даже городские жители из относительно благополучных регионов возвращаются к практике выращивания томатов и огурцов в подсобных хозяйствах на дачах и загородных домах.
Наиболее динамично развивается тепличное производство томатов: в 2023 году было выращено 724 тысячи тонн, что превышает на 67% показатели 2018 года. Пусть меньшими темпами, но также увеличиваются валовые сборы томатов в открытом грунте.
Всего урожай томатов и огурцов в хозяйствах всех категорий составил по результатам 2023 года 4,36 млн тонн, среднегодовой темп роста в 2018-2023 гг. превысил 12%. Таким образом, предложение на рынке только увеличивается, что должно способствовать снижению цен, которого мы не наблюдаем.
Переходим к следующему фактору: рост себестоимости. Действительно, за последние годы резко подорожали семена, электроэнергия, газ, удобрения, средства защиты растений и т.п.
Все игроки рынка отмечают кадровый голод, сложившийся в отрасли. Не хватает ни квалифицированных агрономов, ни линейного персонала, что приводит к росту зарплат и, в конечном итоге, увеличению себестоимости продукции. Существенно увеличились логистические издержки.
Тем не менее, темпы роста цен на семена, энергию и расходные материалы для производителей овощей уступают темпам роста розничных цен на томаты и огурцы. Данный фактор имеет существенное значение, но не вполне объясняет ценовое ралли.
Мы переходим к последнему (но не по значению) фактору: монополизация рынка. На российском тепличном рынке к 2023 году правят бал два крупных игрока: Эко-культура и ГК Рост, которые вместе занимают долю 42,4% от общей площади промышленных теплиц. На тепличном рынке произошла существенная трансформация: морально устаревшие теплицы закрывались, средние и крупные современные проекты поглощались этими холдингами. Это привело к уходу с рынка средних и мелких игроков (в том числе производителей томатов и огурцов открытого грунта), снижению конкуренции и, как следствие, росту цен.
Федеральные сети, как основной канал розничных продаж, при проведении внутренних тендеров вынуждены соглашаться с ценовыми условиями крупнейших поставщиков.
В дополнение к этому, в последние годы практически прекратился импорт (Иран, Марокко) и существенно уменьшился (Турция), который сдерживал цены на томаты и огурцы в зимне-весенний период.
Справедливости ради нужно также отметить, что окончание льготного субсидирования тепличных проектов заставляет инвесторов переходить от модели «завоевания рынка» к модели «отбить затраты, вернуть кредиты».
Таким образом, в резком увеличении розничных цен (год к году) на томаты и огурцы мы должны "благодарить" сложившуюся полумонопольную власть крупнейших агрохолдингов и отсутствие сдерживающих факторов со стороны импорта в период высоких цен.
В апреле-мае 2024 года сотрудниками Аналитического агентства "Агроан" было проведено маркетинговое исследование российского рынка свежих томатов и огурцов, в котором впервые освещены следующие вопросы:
- Исследован весь рынок (не только тепличный сегмент)
- Приведен баланс рынка в динамике (внутреннее потребление, валовые сборы, импорт, экспорт)
- Дана аргументация роста розничных цен
- Приведен прогноз развития рынка до 2028 года
- Сформирован реестр действующих тепличных комплексов РФ (120 предприятий) на апрель 2024 года.
Приобрести готовое исследование по акционной цене можно на сайте АА Агроан https://agroan.ru/product/ogur_tomat