6,2K подписчиков

Пушкин – наше что?

6 июня мы отмечали день рождения великого писателя Александра Сергеевича Пушкина. Но почему именно его называют солнцем русской поэзии? Почему говорят, что именно он создал русский язык в том виде, в каком мы знаем его сейчас?

Портрет Пушкина работы Александра и Валерия Траугот
Портрет Пушкина работы Александра и Валерия Траугот

Александр Сергеевич родился в интересное время, когда великие умы (Ломоносов и Тредиаковский) поняли, что русский язык нуждается в реформах. Они писали учебники и научные трактаты. Они создавали удивительные по сложности и красоте произведения. Однако именно Александр Сергеевич смог завершить реформы, задуманные и теоретически обоснованные его учителями. Здесь мне вспомнились слова нашего преподавателя: «Маяковскому ставили в пример Пушкина, а Пушкину – Державина».

Однако вернемся, собственно, к языковым изменениям. Кандидат филологических наук Елена Канищева говорит: «Самое ценное в произведениях писателя – высокий моральный потенциал и, конечно, умение расширить границы языковой нормы». Александр Сергеевич Пушкин в своих произведениях соединял разные виды лексики: церковнославянские слова и выражения, разговорную речь и диалектизмы, смело вводил в текст неологизмы, заимствованные из европейских языков (яркий пример – роман «Евгений Онегин»).

Так, литературный язык, до того архаичный и доступный для понимания лишь немногим людям с очень хорошим образованием, ожил. Он вместил в себя слова, понятные разным сословиям. Пушкин обновлял язык самым что ни на есть русским способом из всех, что можно вообразить: это синтез того, что раньше представлялось несовместимым.

Еще одной важной чертой творчества Пушкина является глубокая работа над морально-нравственной системой каждого произведения. Если читать их от самого раннего к самому позднему, можно увидеть, как меняется мировоззрение автора, когда он становится старше и когда начинается его воцерковление. Это можно проанализировать на примере истории «Евгения Онегина».

Работа над этим романом велась более семи лет. Его начинал один Пушкин, а заканчивал совсем другой. Этот другой не был удовлетворен результатом и задумал новый роман, «Капитанская дочка».

Герои двух произведений удивительно похожи: юный дворянин, которого мало что занимает в жизни, и девица из провинции, очень искренняя и наивная. Тем не менее есть существенные различия. У Петра Гринева с детства был нравственный ориентир – наставление отца: «Береги честь смолоду». Воспитание и образование Евгения Онегина не включало в себя нравственного аспекта. Что же касается Маши Мироновой, от Татьяны Лариной ее отличает то, что она не склонна к излишней мечтательности и смогла сохранить открытость и простоту.

Простотой отличается и стиль повествования. В этом романе Пушкин добился сочетания краткости и живописности. «Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель». «Сделалась метель» – всего два слова, но какой живой, поэтичный образ. Прошло двести лет, а этот текст все так же легко читать, и все такими же важными остаются вопросы, которыми задаются герои. Вопросы чести, честности, верности и добра, на первый взгляд такие простые и понятные. Наверное, именно поэтому мы говорим, что Пушкин – наше все.

© Анна Самошина
Издательство «
Вольный Странник»