24,7K подписчиков

Снова про обслуживание автомобилей в СССР. Посетим "Утюг", "треугольник", "авианосец" или техцентр "Варшавский".

473 прочитали

После того как было принято решение о строительстве самого большого автомобильного завода в СССР в Тольятти, вышло даже специальное постановление правительства, в Кремле задумали помимо "народных" автомобилей дать гражданам и цивилизованный сервис. Конечно "Жигули" "народным" никогда в Союзе так и не стали, стоили они чрезвычайно дорого, да и полностью удовлетворить потребности рынка ВАЗ никогда так и не смог. От этого образовывался дефицит, и его постоянные спутники - взяточничество и спекуляция. Москва конечно была всегда городом довольно большим, но вот для чего было строить такую махину, в виде техцентра, на Варшавском шоссе для меня навсегда остается загадкой. Кстати повезло и владельцем "Москвичей", для них тоже построили аналогичного гиганта, ну чуть меньше размером, правда уже на Минском шоссе.

Журнал "Строительство и архитектура Москвы". Сентябрь 1981 года. Выпуск №9
Журнал "Строительство и архитектура Москвы". Сентябрь 1981 года. Выпуск №9

Группа архитекторов отправилась в ознакомительный тур в Западную Европу, что бы посмотреть на технические центры там. Одна беда, Европа довольно густо населена, и таких огромных свободных площадей там попросту нет, как нет и необходимости строить один техцентр для обслуживания, к примеру, Opel или Citroen. Тем не менее земля была выделена, проект утвержден и строительство началось. Архитектором выступил Леонид Николаевич Павлов. Именно по его проектам и макетам были сооружены техцентр Варшавский, Минский и Кунцевский. Но как я уже говорил выше самым большим был именно комплекс южного направления.

Почему получившееся монументальное звание острые языки тут же наградили эпитетами - утюг, треугольник и даже авианосец? Достаточно взглянуть на макет техсервиса. Обратите внимание, что огромный блин стилобата(крыша покоится на колоннах) которая объединяет фактически несколько зданий. Ее вечает треугольный выступ, к которому можно было подъехать по специально соотруженному пандусу. Есть большая стоянка, и даже, как видно по макету, планировался к постройке небольшой трек-полигон. Этот треугольник, в котором по идее должен был быть размещен автосалон с демонстрационным залом, действительно напоминает утюг стоящий на гладильной доске или рубку авинесущего крейсра.

После того как было принято решение о строительстве самого большого автомобильного завода в СССР в Тольятти, вышло даже специальное постановление правительства, в Кремле задумали помимо "народных"...-2

В первый раз техцентр Варшавский засветился в прессе в седьмом номере журнала "За рулем" за 1975 год. Правда ни купить, ни обслужить там "Жигули" формально было нельзя. Поскольку в эксплуатацию он был веден в 1977. Хотя и статья в журнале вовсе не о техцентр, а о том, что ВАЗ выпустил 2 миллиона машин. На странице №9 мы как раз и можем увидеть весь модельный ряд завода. Синий ВАЗ-21011, белый ВАЗ-2102, красный ВАЗ-2101 и салатный ВАЗ-2103.

Начнем же прогулку по техцентр Варшавский мы именно с автосалона. Насколько я помню, и вот тут как говориться требуется помощь зала, если я не прав, то исправьте, въезд на второй ярус по пандусу был платным. Стоило все 10 копеек. Нет, можно было оставить автомобиль на стоянке, внизу, но это же круто, подкатить на своей "лайбе" прямо к центральному входу. Там на вращающихся подиумах были установлены автомобили. Они сверкали, они манили, но купить их вот так, придя в автосалон, было конечно же нельзя. Вот поглазеть на них, как на выставке, всегда пожалуйста. У меня вообще нет уверенности, что это были кондиционные машины. Впрочем не столь важно. Ведь тут за стойками можно было оформить заказ-наряд, на ремонт или обслуживание вашей "ласточки".

Фотография явно сделана уже ближе в 80-м годам, поскольку ВАЗ-2106 особого интереса уже не вызывает.
Фотография явно сделана уже ближе в 80-м годам, поскольку ВАЗ-2106 особого интереса уже не вызывает.

А где же тогда машины покупали? Да нигде. После того как вы получали "открытку счастья" с указанием модели автомобиля, вовсе не факт, что простояв в очереди десять лет вам бы досталась именно та модель о которой вы мечтали, вы приезжали, как правило на перекладных, на Варшавское шоссе. И снова становились в очередь. Вроде бы в рекламных проспектах палитра была довольно обширной, правда на деле приходилось брать то, что было в наличии. А, чуть не забыл, еще в Сберкассе нужно было покупку оплатить и предъявить соответствующую квитанцию.

Еще один момент. Любители "той великой страны" льющие по ней крокодиловы слезы, наверняка скажут, что и очередей не было, как не было и необходимости в автомобиле. Не правда все это. Автомобиль был в Союзе роскошью, причем не всем доступной. Я больше скажу не каждое предприятие имело возможность поставить вас в эту так называемую очередь на автомобиль. Если вы трудились в мелком тресте, то о машине можно было вообще забыть.

Весь процесс напоминал скорее всего небольшой детектив. Поскольку вся готовая продукция стояла за забором, то какой именно автомобиль вам вывезут для осмотра зависело от "специального дяди" который всем процессом и верховодил. Конечно можно было "сунуть", но очень аккуратно, ему "денежку", и тогда, может быть, это уже зависело не от него, вы могли бы получить автомобиль приемлемого цвета и укомплектованный на все сто.

Поэтому статья опубликованная в журнале "За рулем" №4 за 1978 год, конечно же больше похожа на некую неосуществимую мечту, к которой никто так и не добрался.

После того как было принято решение о строительстве самого большого автомобильного завода в СССР в Тольятти, вышло даже специальное постановление правительства, в Кремле задумали помимо "народных"...-5

Вот, что рядом с техцентром Варшавский существовало отделение ГАИ было конечно же удобно. Получил машину и сразу получил номера на нее. Я больше скажу там даже АЗС построили. Идея была просто великолепной, воплощение, впрочем как обычно, подкачало.

Журнал "Городское хозяйство Москвы". 1975 год. Выпуск №4
Журнал "Городское хозяйство Москвы". 1975 год. Выпуск №4

Но купить автомобиль мало, его нужно еще и обслуживать. А случись авария, так еще и чинить. И вот тут начиналось самое интересное. Вы записывались, к примеру на ТО(Техническое обслуживание). Встать, по идее нужно было часов в 5 утра, а то и раньше, поскольку если вы жили, к примеру на Речном Вокзале, то добираться на Варшавки было долго. С шести утра начинала работать мойка, и вот уже после нее вы попадали в святая святых, а именно в Техцентр.

Журнал "Городское хозяйство Москвы". 1975 год. Выпуск №4
Журнал "Городское хозяйство Москвы". 1975 год. Выпуск №4

Да совсем забыл, в багажниках люди возили в СССР чуть ли не половину запчастей на машину(я поражаюсь рассказам некоторых о так называемой надежности автомобилей того времени ломались они часто), поскольку за сохранность никто не отвечал, то нужно было предварительно, прямо перед мойкой, заехать в камеру хранения, где за 20 копеек(если ошибся поправьте), столько стоила аренда на одни сутки, вы могли оставить все ценные вещи, желательно включая "запаску". Просто потому, что ее могло не оказаться в багажнике после обслуживания или ремонта.

Ну вот вы на чистой машине приезжаете мастеру. И вместо улыбки на его лице видите брезгливое выражение. Со словами - а фильтров нет и не будет, он сразу терял интерес к клиенту. Хотя, его можно было материально заинтересовать, предложив решить все тет-а-тет, говоря проще "дав на лапу". И тогда чудесным образом "волшебник" автослесарь мог найти любую запчасть.

Нет, конечно же, чисто теоретически, все можно было купить в магазине автозапастей, который располагался прямо в здании Техцентра Варшавский. Но вот именно, что чисто теоретически. Я прекрасно помню стоящий в зале двигатель "в сборе", кажется от ВАЗ-2106. Правда вот покупателей на него не находилось, он как и следует стоил заредельно дорого.

"За рулем" №4 за 1978 год
"За рулем" №4 за 1978 год

Но вот в том же журнале "За рулем" №4 за 1978 год была опубликована статья директора Московского магазина "Жигули" И. Киселева по названием "Автолюбитель приехал в магазин" В ней он рассказывает о том, как все "замечательно" организовано.

Не буду утомлять выдержками, просто посмотрите все сами.

После того как было принято решение о строительстве самого большого автомобильного завода в СССР в Тольятти, вышло даже специальное постановление правительства, в Кремле задумали помимо "народных"...-10

После того как было принято решение о строительстве самого большого автомобильного завода в СССР в Тольятти, вышло даже специальное постановление правительства, в Кремле задумали помимо "народных"...-11

После того как было принято решение о строительстве самого большого автомобильного завода в СССР в Тольятти, вышло даже специальное постановление правительства, в Кремле задумали помимо "народных"...-12

Правда вот лукавит товарищ Киселев. Поскольку этим самым перекупщиком был любой продавец, любого магазина запасных частей во всей стране. И если чего-то необходимого в ожоговом зале не было, то у "знакомого" Витька, Петьки или Васьки все было в наличии. Некоторые, особенно дефицитные" детали приходилось покупать с с десятикратной переплатой.

Вообще рассчитывались со слесарями и продавцами кто чем мог. Артисты, привозили контрамарки на спектакли и концерты. А вот простым жителям страны приходилось расплачиваться кровно нажитыми рублями.

К большому сожалению при написании этих статей постоянно вспоминаются слова Виктора Черномырдина: "хотелось как лучше, а получилось как всегда". Так и самым большим в Европе техническим центром вышло. Вроде построили, вроде продумали, а вот снова очереди, взятки, грязь и хамство.