Найти тему
Внук Эзопа

Введение в Карла Юнга. Сознание и бессознательное: путешествие в глубины психики

«Человек развивал сознание медленно и постепенно, этот процесс занял неисчислимое количество веков, чтобы достичь современного состояния. И эта эволюция ещё далека от завершения, потому что многие аспекты человеческого разума всё ещё окутаны мраком» (Карл Юнг).

Эти слова были сказаны Карлом Юнгом, швейцарским психологом, который жил с 1875 по 1961 год. В этой и следующей статье мы изучим некоторые из наиболее значимых идей Юнга, включая его концепцию сознательной и бессознательной частей разума, теорию архетипов и процесс индивидуации, который он считал путём к самосознанию и целостности.

Ключевым аспектом оценки огромного вклада Юнга в психологию является понимание того, как Юнг понимал психику. Изначально термин «психика» относился к душе или духу, но на рубеже XX века он стал использоваться для обозначения разума. В юнгианской психологии психика человека рассматривается как его цельная личность и включает в себя все его мысли, поведение, чувства и эмоции.

✅ Знание человеческой психики, её функционирования и способов воздействия на неё имело для Юнга первостепенное значение. Юнг разделял психику на три основные сферы: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Эти сферы не являются полностью обособленными друг от друга, они постоянно взаимодействуют компенсаторным образом. Динамическое взаимодействие сознательной и бессознательной сфер психики открывает потенциал личностного роста и изменений через процесс индивидуации, как его называл Юнг.

Сознание представляет собой область осознания человека и состоит из психических содержаний, известных человеку
Сознание представляет собой область осознания человека и состоит из психических содержаний, известных человеку

✅ Прежде чем подробно рассмотреть бессознательные сферы психики, мы обсудим сознание — ту сферу психики, которая нам наиболее знакома. Сознание представляет собой область осознания человека и состоит из психических содержаний, известных человеку. В центре сознания находится Эго — личность человека, которую он осознаёт напрямую.

Эго, согласно Юнгу, образует центр поля сознания, и в той степени, в которой оно включает эмпирическую личность, Эго становится субъектом всех личных актов сознания. Эго играет ключевую роль в жизни каждого человека, так как оно действует как привратник, определяющий, какое содержание опыта отражается в сознании, а какое подавляется или игнорируется.

В своей роли привратника Эго определяет содержание следующей важной области психики — личного бессознательного. Юнг отмечает: «Существуют определённые события, на которые мы сознательно не обратили внимания; они остались, так сказать, за порогом сознания. Они произошли, но были восприняты подсознательно».

События, усвоенные подсознательно, остаются в личном бессознательном. Термин «подсознательное» означает «ниже порога», и Юнг имел в виду, что Эго подавляет или игнорирует множество событий по разным причинам, таким как огорчение, забывчивость или незначительность.

Однако эти события не исчезают полностью из психики, а переходят в личное бессознательное и продолжают влиять на личность человека. Важно отметить, что бессознательное — это не просто хранилище забытых воспоминаний, но две сферы психики — сознательная и бессознательная — взаимодействуют и играют важную роль в жизни индивида.

Юнг рассматривал комплексы как субличности, обладающие потенциалом осуществлять мощный контроль над своими мыслями, эмоциями и поведением
Юнг рассматривал комплексы как субличности, обладающие потенциалом осуществлять мощный контроль над своими мыслями, эмоциями и поведением

Один из способов влияния личного бессознательного на поведение человека — это комплексы, описанные Юнгом. Многие знакомы с понятием «комплекс» в психологии, например, идея Эдипова комплекса Зигмунда Фрейда и важность комплекса неполноценности Альфреда Адлера, современника Юнга и Фрейда.

✅ Юнг рассматривал комплексы как субличности, обладающие потенциалом осуществлять мощный контроль над своими мыслями, эмоциями и поведением. Или, как объясняется в классическом введении к Юнгу, учебнике юнгианской психологии:

«Одной интересной и важной особенностью личного бессознательного является то, что группы содержаний могут собираться вместе, образуя скопление или констелляцию. Юнг называл их комплексами... Когда мы говорим, что у человека есть комплекс, мы имеем в виду, что он сильно озабочен чем-то, что вряд ли может думать о чем-то другом. Говоря современным языком, у него «зависание». Сильный комплекс легко замечается другими, хотя сам человек может об этом и не подозревать» (Учебник юнгианской психологии).

Фрейд, который некоторое время был наставником Юнга, считал, что комплекс в значительной степени возник из-за травматических переживаний детства, однако Юнга не удовлетворило это объяснение. Его неудовлетворенность объяснениями Фрейда побудила его к поиску того, что именно в психической сфере порождает комплексы, и ему предстояло обнаружить, что корни комплексов находятся в слое бессознательного, который был более глубоким и фундаментальным, чем личное бессознательное, которое он назвал коллективным бессознательным.

Тему продолжаем в следующей статье, следите за выпусками.

Следуйте своему счастью

Внук Эзопа