Найти в Дзене
Священный рандом

C-Pop. Поп-музыка (не)единого Китая

Что это? C-Pop - это поп-музыка Большого Китая, то есть всех территорий с преимущественно китайским населением - КНР, Тайваня, Гонконга, Макао и Сингапура. Сам термин “C-Pop” - западный ярлык (по аналогии с K-Pop или J-Pop), не отражающий противоречий этой музыки - как языковых, так и политических. Поэтому в этом посте об истории будет не меньше, чем о музыке. До коммунистов. Популярная музыка Китая начинается в Шанхае 20-30 годов XX века со стиля Шидайцюй. В его основе лежали китайские народные песни в аранжировках “легкого” западного джаза (фокстрот, свинг). Также использовались народные китайские музыкальные инструменты. Шидайцюй пережил японскую оккупацию Шанхая, но в 1949 году к власти пришли коммунисты и приравняли Шидайцюй к порнографии. Музыканты, работавшие в этом стиле, сбежали в Гонконг. В те годы Гонконг был колонией Великобритании, и джазовым музыкантам там было безопасно. Кантопоп. Гонконг был независим от Китая не только в плане политики, но и в плане языка. Здесь говоря

Что это? C-Pop - это поп-музыка Большого Китая, то есть всех территорий с преимущественно китайским населением - КНР, Тайваня, Гонконга, Макао и Сингапура. Сам термин “C-Pop” - западный ярлык (по аналогии с K-Pop или J-Pop), не отражающий противоречий этой музыки - как языковых, так и политических. Поэтому в этом посте об истории будет не меньше, чем о музыке.

До коммунистов. Популярная музыка Китая начинается в Шанхае 20-30 годов XX века со стиля Шидайцюй. В его основе лежали китайские народные песни в аранжировках “легкого” западного джаза (фокстрот, свинг). Также использовались народные китайские музыкальные инструменты. Шидайцюй пережил японскую оккупацию Шанхая, но в 1949 году к власти пришли коммунисты и приравняли Шидайцюй к порнографии. Музыканты, работавшие в этом стиле, сбежали в Гонконг. В те годы Гонконг был колонией Великобритании, и джазовым музыкантам там было безопасно.

Ли Цзиньхуэй - "отец" Шидайцюй. Фото: Википедия
Ли Цзиньхуэй - "отец" Шидайцюй. Фото: Википедия

Кантопоп. Гонконг был независим от Китая не только в плане политики, но и в плане языка. Здесь говорят на особом кантонском диалекте языка Юэ, который, в свою очередь, является либо отдельным языком, либо диалектом китайского (вторая точка зрения - официальная в КНР). Здесь сформировался особый подвид китайской оперы - кантонская опера. Причем расцвет популярности кантонской оперы пришелся как раз на 40-50-е годы XX века. При этом в Гонконг свободно привозилась западная музыка, из-за чего к концу 60-х назрела потребность в местной поп-музыке. Толчок стилю, который назвали Кантопоп, дало телевидение и кинематограф. Хиты кантопопа 70-х - это темы из сериалов, фильмов или телепередач. Пик популярности кантопопа пришелся на 80-е - четыре самых популярных певца даже получили титул “Четырех небесных королей”. В 1997 году Гонконг перешел под власть КНР и принял путунхуа (он же мандаринский диалект) в качестве государственного. С переходом части музыкантов на новый язык популярность кантопопа упала, но стиль жив до сих пор.

"Четыре небесных короля". Фото: South China Morning Post
"Четыре небесных короля". Фото: South China Morning Post

Мандопоп. Когда в 1949 году к власти в континентальном Китае пришли коммунисты, и тогдашнее правительство страны (Гоминьдан) эвакуировалось на остров Тайвань, где создало отдельное государство. Государственным языком Тайваня стал все тот же путунхуа (мандаринский), и пока в КНР боролись с поп-музыкой как таковой, в Тайване стала складываться собственная сцена на этом языке. Как и кантопоп, мандопоп появился в 70-е, а в 80-е достиг пика за счет открытия рынка КНР и пропаганды мандаринского диалекта в Сингапуре. В 90-е свою поп-музыку начали делать и на материке, так что сейчас C-pop - это скорее всего музыка на мандаринском диалекте. Например, в каталоге RYM 85% записей C-pop с 2010 по сегодняшний день маркированы как мандопоп.

Ван Фэй - автор лучшего C-Pop альбома всех времен по версии RYM - Fúzào
Ван Фэй - автор лучшего C-Pop альбома всех времен по версии RYM - Fúzào

И много других стилей. Например, хоккиен-поп, он же T-pop - поп-музыка на тайваньском языке хокло. Правительство Тайваня вплоть до начала 2000-х ограничивало его распространение, поэтому он считается отдельным жанром со своей целевой аудиторией. Есть C-pop с опорой на китайскую народную музыку - чужнго-фэн и гуфэн. В первом традиция больше проявляется в музыке, во втором - в текстах.

А что сейчас? Политика влияет на китайскую поп-музыку и сегодня. Например, в 2017 году в КНР были запрещены гастроли K-Pop артистов, а также ограничен показ их клипов по телевидению. А когда в Китае выросла собственная индустрия “айдолов” и реалити-шоу по их производству, КНР запретила эти шоу. Так что если видите сегодня C-Pop “айдола” - он с Тайваня.

Плейлист

С этого поста я буду немного рассказывать о треках, тем более, что в этом про историю вышло больше, чем о музыке:) Вместо плейлиста по ссылке видео теперь будут в самом посте.

Li Jinhui - Máomaoyǔ (легкий дождик) - первый хит от основателя Шидайцюй Ли Цзиньхуэя, исполненный его дочерью в 1927 году. Точка отсчета C-Pop. Ли Цзиньхуэй нарушил существовавшее веками табу на выступление девушек на сцене, а потом сделал свою дочь звездой. Он основал первый китайский герлз-бенд Bright Moon. Его критиковали за пошлость и безвкусицу, а он писал о том, что Китаю нужна музыка для простых людей. В отличие от большинства звезд шидайцюй, Ли не уехал из страны, и подвергся гонениям во время Культурной революции.

Bai Guang - Dōngshān yī bǎ qīng (горсть зелени на восточной горе). Бай Гуан - одна из “семи великих поющих звезд” шидайцюй. У каждой из этих семи певиц было свое “звание”, Бай Гуан была “королевой тихого голоса”. После переезда в Гонконг Гуан отказалась сниматься в “фильмах категории B” и быстро закончила карьеру.

Samuel Hui - Gui Ma Shuang Xing (призрачная лошадь, двойная звезда). Ранний суперхит кантопопа из комедии “Игры, в которые играют игроки”. Фильм собрал 6 млн гонконгских долларов в прокате, что было рекордом для гонконгского кинематографа на тот момент, Хуэй снялся в нем в главной роли и написал большую часть саундтрека, что сделало его суперзвездой. Трек также примечателен “перегруженной” гитарой - редкость для C-Popа даже в начале 70-х.

Andy Lau - Ti chu ge wei lai (удар в будущее). Энди Ло, один из “четырех небесных королей” кантопопа, сам по себе примечательный человек. Но здесь я специально песню из саундтрека к любимому в России фильму “Убойный футбол”. Будет повод пересмотреть или посмотреть:)

Teresa Teng - Yuèliàng dàibiǎo wǒ de xīn (луна отражает мое сердце). Дива раннего мандопопа, Тереза Тенг для КНР выступала в той же роли, что и западная рок-музыка в СССР - она была запрещена, но все её слушали и знали. Правительство Тайваня транслировало записи Тенг на материк. Запрет был снят только в 1986 году, но сама Тенг принципиально отказалась выступать в КНР.

Blacklist Studio - Táiběi dìguó (Имперский Тайбей). В 1987 году в Тайване отменили военное положение, а в 1989 группа музыкантов из разных коллективов собралась, чтобы записать первый официальный альбом на языке хокло. С этой записи начинается не-подпольный T-Pop.

Dao Lang - Diāndǎo gē (перевернутая песня). Пример чужнго-фэна - “традиционалистского” направления C-Pop. Вместе с синтезаторами и электрогитарой - народные инструменты и сложные ритмические построения.

babyMINT - Hellokittybalahcurrihellokitty (непереводимая игра слов). C-Pop, который первым приходит в голову современным слушателям - девичья группа, состоящая из участниц реалити-шоу, кавайность, гипертрофированность. Похоже на J-Pop и K-Pop, но это не они:)

Что дальше? Даже из моего очень краткого и поверхностного рассказа понятно, насколько огромен C-Pop как жанр. Из интересного - эта диссертация на соискание степени PhD, в которой очень подробно и с научным подходом изучается китайская поп-музыка в период с 1985 по 2010. В остальном - выбирайте любое имя или термин из этого поста, гуглите и погружайтесь: это целая вселенная.

#cpop #cantopop #mandopop #tpop