Всем привет! Сегодня читаем и обсуждаем последнюю книгу из июльского читательского списка, которой стал детективный триллер "Красный дракон" классика американской остросюжетной литературы Томаса Харриса. Автор родился в 1940 году, после окончания колледжа шесть лет отдал работе в крупнейшем информационном агентстве Associated Press. В большую литературу пришел сравнительно поздно - первый роман из цикла о Ганнибале Лектере, на создание которого его вдохновил врач одной из тюремных клиник, у которого Харрис брал интервью, Томас написал, когда ему было уже далеко за сорок. Мог ли начинающий автор хотя бы предположить, что создал один из литературных феноменов века? Думаю, вряд ли, но вышло именно так - Ганнибал стал поистине культовым персонажем массовой культуры, книги цикла разошлись суммарным тиражом пятьдесят миллионов экземпляров (десять из них приходятся на "Молчание ягнят", томик которого есть и в нашей домашней библиотеке, прочитан ранее), все книги были успешно экранизированы (обсуждаемый сегодня роман аж дважды)... Давайте же поскорее узнаем, из чего же растут ноги доктора Лектера.
Две семьи зверски убиты в собственных домах в разных штатах США. Обнаружив в преступлениях странную закономерность (в обоих случаях мишенью становились зажиточные пары с тремя детьми, помимо членов семьи, убивали и домашних питомцев), ФБР приходит к выводу о серийном убийце. Агент Джек Крофорд обращается за помощью в расследовании к старому другу, судмедэксперту в отставке Уиллу Грэму, славящемуся умением "мыслить как преступник". Благодаря ему ФБР уже задержало несколько серийных убийц, включая психиатра - социопата Ганнибала Лектера. Когда Грэм понимает, что у него никак не получается составить психологический портрет преступника, он готов обратиться за помощью к кому угодно. Даже к своему злейшему врагу...
Хочется сразу предупредить - если вы в "Красный дракон" только за Лектером, его здесь не так много, как в том же "Молчании ягнят". Не пугайтесь, Ганнибал здесь присутствует, и даже не чисто формально - изучив материалы дела, он дает ФБР несколько серьезных зацепок, помогающих существенно продвинуться в расследовании. А чем еще заняться мающемуся от скуки философу ( а давайте не забывать, что помимо маньяка, Лектер еще и философ) в отсутствии "интересных" книг в тюремной библиотеке? Вот и развлекается, как может. А еще походя "анализирует" Уилла и пытается манипулировать его сознанием (давайте вспомним, что Ганнибал - блестящий психиатр и манипулятор) - серьезно ранив Грэма при задержании ножом для подрезки ковров, Лектер посылает ему на рождество открытку с пожеланиями выздоровления, путем хитрых манипуляций добыв домашний адрес. Зная его, он попутно подстрекает "Красного дракона" к охоте на Грэма и его семью. Вот такой он наш Ганнибал - каннибал во всей красе, хотя в книге ему, повторюсь, и отводится второстепенная роль.
Его фигуру полностью затмевает выведенный на передний план персонаж Уилла Грэма, который не то чтобы под стать Лектеру, но судите сами: убил при задержании серийного убийцу, заставил руководство сомневаться в своей профпригодности, впал в глубочайшую депрессию, от последствий которой лечился четыре недели в психиатрической клинике. Въедливый, дотошный эйдетик (человек с абсолютной зрительной памятью): чтобы понять мотивы и логику преступника, подолгу проводит время в домах жертв, часами просматривая домашние видео и изучая их дневники, разбавляя процесс лошадиными дозами алкоголя...
На фоне Лектера и Грэма, антагонист Долархайд, который и является "Красным драконом" (не думайте, это не спойлер: Харрис раскрывает личность убийцы чуть ли не в первой трети романа), выглядит несколько жалким. Неприятный, ущербный в силу физеологических и логопедических дефектов (при этом я ни в коей мере не отношусь к бодишеймерам (никогда не высмеиваю физических недостатков других), но при этом путем изнурительных тренировок восполнивший недостатки на лице идеальной физической формой, с целым клубком взращенных с детства психологических комплексов... Впрочем, жалкий и ущербный вовсе не значит "не опасный" - чтобы понять это, достаточно дочитать до фрагмента, в котором Долархайд расправляется с Фредди Лаундсом, журналистом, устроившим для него вместе с Грэмом хитроумную ловушку.
На выходе перед нами окажется классический триллер об охотнике и жертве, о противостоянии умов, оказавшихся по разные стороны закона, о том, что в каждом из нас "есть все, изначально необходимое для порождения убийства. Впрочем, пожалуй, и для милосердия".(с) А уж какая из чаш весов в вашей душе перевесит, решает только Господь. Или Дьявол. При всем том, что концовка была заведомо известна (фильм Бретта Реттнера смотрел неоднократно, фильм безмерно уважаемого мной Майкла Манна не видел ни разу), читать было ни разу не скучно: Харрис идеально сбалансировал бешеную динамику и гипнотизируюший саспенс, сохраняя интригу вплоть до самой последней строчки, чем еще раз подтвердил свое литературное дарование. Так что знакомство с циклом при возможности продолжу.