В этой статье мы поговорим о том, как работать над навыками монологических выступлений у наших учащихся. Вначале выясним, что же такое монологическая речь. Монологическая речь характеризуется следующими чертами:
- Относительно непрерывный характер речи
- Эта речь тематична и контекстна
- Логичность, последовательность речи
- Относительная смысловая законченность, коммуникативная направленность речи
- Эмоциональность речи
Главная черта монологической речи это то, что она порождается одним человеком. Говоря о лингвистических особенностях монологической речи, нужно отметить такие черты:
- Усложнённый синтаксис
- Развёрнутые конструкции
- Разноструктурные предложения
Существуют разные виды монологов:
- Монолог-описание
- Монолог-повествование (сообщение)
- Монолог-рассуждение
Общеизвестно, что в основе порождения фразы лежит её модель, хранящаяся в виде стереотипа. Этот стереотип называют логико-синтаксической схемой. Ведь, с одной стороны, последовательность фраз отражает определённую логику развития мысли, с другой стороны, выявляется повторяемость синтаксических сцеплений между фразами.
Главные задачи в обучении монологическому высказыванию
Нужно отметить, что речь идёт об этапе развития речевого умения, а не навыков. Итак, задачи в обучении монологическому высказыванию:
- Научить выражать законченную мысль, имеющую коммуникативную направленность
- Научить сочетать несколько мыслей в одно высказывание
- Научить логическому развёртыванию мысли
- Научить высказываться с достаточной скоростью без необоснованных пауз
Этапы работы над монологической речью:
1. Научить высказывать одну законченную мысль
2. Обратить внимание на логическую связь между фразами
3. Обязательное увеличение объёма высказывания с подключением элементов рассуждения и аргументации
4. Обучение монологическим высказываниям различных видов
5. Собственная монологическая речь в виде доклада, сообщения, публичного выступления
Обучение монологическому высказыванию начинается тогда, когда ставится задача высказать как минимум две связанные фразы. По мере работы развивать умение высказываться в большем объёме и с лучшим качеством. Как этого достичь? Есть много упражнений, которые делятся на подготовительные и речевые.
1. Подготовительные упражнения:
- На замену
- На пояснение
- На использование синонимов и антонимов
2. Речевые упражнения:
- На имитацию
- На подстановку
- На трансформацию
- На конструирование по образцу
Очень широко используются упражнения на сочетание предложений. Например:
«Завершите предложение»
«Подтвердите, что»
«Докажите, что»
«Завершите мой рассказ»
Для обучения монологической речи могут использоваться следующие опоры:
- Картинка
- Текст
- Жизненный опыт учащихся
- Тема или ситуация
- План, который может быть в виде вопросов
- Ключевые слова
🔥ВАЖНО🔥
Hаучить студентов структуре монологической речи. В каждом высказывании должно быть вступление, основная часть и завершение. Нужно также учитывать особенности английского языка, больше рассказывать о культуре, о тех чертах, которые отличают англичан от других народов. Ведь своеобразие языка зависит от психологии народа, который говорит на этом языке. Для этого необходимо познакомить с выражениями и фразами разговорного типа, которые очень часто употребляются носителями английского языка. Например, I think (я думаю), I hope (я надеюсь), they say (говорят), in my view (я так считаю), perhaps (возможно).
🔥Овсянка с британским акцентом. Школа английского Юлии Титовой🔥
Следите за нами во всех соцсетях и приходите учиться!