Подписчики моего канала знают о том, что наибольшую популярность на канале завоевали темы о космосе и об автомобилях. Представляемая вниманию читателей статья в какой-то степени объединяет эти две темы, и хотя в основном посвящена автомобильной тематике, в замысле своем содержит ответ на заявления группы конспирологов, которым присвоено почетное звание "нилитальщиков". А они регулярно заявляют, что завод КАМАЗ был "подарен Советскому Союзу за молчание о том, что американцы на самом деле никогда не летали на Луну". Граждане конспирологи - я правильно передал смысл ваших утверждений?
Слово конспирологам:
В связи с повторяющимися все время "мантрами" о таком богатом даре у автора появилось желание разобраться в этом вопросе, а итоги этого разбирательства опубликовать в статье, которая и представлена на суд читателей.
В 1960-е годы экономика СССР нуждалась в увеличении парка грузовых автомобилей, особенно с грузоподъемностью от 8 до 20 тонн и оснащенных экономичными дизельными двигателями. В связи с этим в 1969 году (да, да - в год, когда американцы осуществили высадку на Луну) было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей.
Было изучено 70 вариантов его размещения. Выбор пал на Набережные Челны, маленький в то время городок на Каме. Его преимущества были очевидны. По своему географическому положению Набережные Челны находились в самом центре бывшего Союза. Судоходные реки Кама и Волга, а также близость железной дороги решали все проблемы с обеспечением стройки материалами, сырьём, оборудованием, комплектующими, а в дальнейшем – с транспортировкой грузовиков потребителям. Наличие в регионе крупнейшей строительной организации "КамГЭСэнергострой" позволило осуществить строительство заводских корпусов и жилья для будущих камазовцев.
Вот - скажут "свидетели нелетания американцев на Луну" - вот видите, все сходится. Однако, как видно из представленных документов, основное постановление о строительстве заводов было принято ещё 19 июня 1969 года, за месяц до высадки американцев на Луну. Мои альтернативно одаренные оппоненты конечно скажут, что американцы уже заранее "подстелили соломки в месте, где собирались упасть". Однако в это время происходили и другие события, совершенно не связанные с покорением Луны, но гораздо больше связанные со строительством нового автозавода.
Одно из них - это завершающий этап строительства Волжского автомобильного завода в городе Тольятти (бывший Ставрополь на Волге). Не для кого не было секретом, что этот завод был полностью закуплен у итальянской автомобильной фирмы ФИАТ для производства их же модели легкового автомобиля ФИАТ-124, получившей в СССР наименование ВАЗ-2101 "Жигули". Точно также в 1930-х годах в СССР был закуплен завод у компании "Форд" для выпуска их моделей "Форд-А" и "Форд-АА" в городе Горьком.
В обоих случаях заводы закупались целиком с оснасткой и всем оборудованием, необходимым для выпуска этих конкретных моделей автомобиля. А что мы имеем в случае Камского автозавода?
Слово конспирологам (блогер Иван Иванов 232):
Американцы даже передали для производства в Советском Союзе чертежи своей грузовой машины "Интернационал", ставшей позже прообразом КАМАЗа.
Главным конструктором Завода имени Лихачева на то время являлся Анатолий Кригер – большой знаток американских грузовиков, в частности, линейки International Harvester. И это была одна из причин, почему за основу нового грузовика взяли модель COF-220, к тому времени уже не выпускавшуюся (производился с 1962-й по 1966-й). Однако если взглянуть на фото вверху, станет ясно, что от американского грузовика советские конструкторы взяли разве что концепцию. Рама, узлы и агрегаты разрабатывались с "нуля".
А первый бескапотный ЗИЛ‑169 с серийным бензиновым двигателем V8 мощностью 150 л.с., но с абсолютно новой независимой передней подвеской построили ещё в 1965 году. Кабина была очень похожа на американскую - компании "Форд". Такая же, к слову, лежала и в основе стилистики новой кутаисской машины КАЗ-608.
Именно этот необычный для московского завода опытный образец стал некой отправной точкой для проектирования совершенно нового грузовика, к разработке которого Завод имени Лихачева приступил в 1967 году (когда американская пилотируемая программа оказалась в кризисе из-за пожара на корабле "Аполлон"). Именно тогда завод приступил к разработке перспективных моделей грузовиков, призванных заменить на конвейере выпускавшиеся модели ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. Модели получили наименования ЗИЛ-170 (трехосный) и ЗИЛ-175 (двухосный).
Основное внимание уделялось именно созданию трехосных грузовых автомобилей. В 1968 году на заводе было разработано семейство трёхосных грузовых автомобилей ЗИЛ-170. В него входили:
- ЗИЛ-170 - базовая модель, шасси и бортовой;
- ЗИЛ-170А - длиннобазное шасси;
- ЗИЛ-170С - шасси для монтажа самосвала;
- ЗИЛ-170Т - седельный тягач.
Из вышеперечисленных автомобилей в 1968 году был изготовлен один опытный образец трёхосного седельного тягача ЗИЛ-170Т.
В 1969 году было изготовлено ещё пять опытных образцов, в том числе ЗИЛ-170 и ЗИЛ-175. В мае 1969 года первый опытный образец автомобиля ЗИЛ-170 прошёл первые испытания на участке Углич - Рыбинск.
А на Ярославском моторном заводе в 1968 году был создан опытный образец двигателя нового поколения ЯМЗ-740. Уже в 1973 году новый двигатель был готов к производству.
Завод имени Лихачева готовился выпускать эти автомобили у себя, но постановление о строительстве Камского автомобильного завода перечеркнуло эти планы. Серийное производство было решено начать именно на Камском автомобильном заводе, в связи с чем семейству трехосных автомобилей была присвоена новая отраслевая индексация: трёхосный бортовой грузовик 5320, длиннобазный трёхосный бортовой грузовик 53202, короткобазное трёхосное шасси под самосвал 5510, трёхосный седельный тягач 5410.
С 1972 г. автомобили получили новую кабину модели "5320" и стали обозначаться КАМАЗ. Первый опытный КАМАЗ-5320 сошёл с конвейера в 1974 году. А в 1975 году на заводе началось производство и двигателей ЯМЗ-740, которым была присвоена марка КАМАЗ-740.
Таким образом, в случае Камского автозавода модели выпускаемых на нем автомобилей и двигателей были не заимствованы у иностранных фирм, а созданы отечественными инженерами.
В это же время строились и цеха завода. Краткая хроника строительства:
13 декабря 1969 года – на строительстве Камского автозавода вынут первый ковш грунта.
Осень 1970 года – уложены первые кубометры бетона в фундамент первенца КАМАЗа – ремонтно-инструментального завода, а также корпуса серого и ковкого чугуна литейного завода.
Январь 1971 года – сдан первый в Набережных Челнах 12-этажный жилой дом для первопроходцев КАМАЗа.
1973 год – возведены корпуса практически всех объектов первой очереди комплекса, пущен первый городской трамвай, поставлен под нагрузку первый энергоблок ТЭЦ.
Май 1974 года – в экспериментальном цехе управления главного конструктора КАМАЗа собран первый двигатель.
1975 год – на всех заводах комплекса идёт монтаж, пуско-наладка технологического оборудования и выпуск пробной продукции.
Декабрь 1975 года – на заводе двигателей собран первый силовой агрегат – по временной технологии, но собственными силами.
16 февраля 1976 года – с главного сборочного конвейера автомобильного завода сошёл первый камский грузовик.
29 декабря 1976 года – Государственная комиссия во главе с Министром автомобильной промышленности СССР В.Н. Поляковым подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов.
Опять дам слово конспирологам (блогер photo-vlad):
13 декабря 1969 года был вынут первый ковш земли на строительстве Камского автозавода КАМАЗа! В его оснащении приняли участие более 700 иностранных фирм, в том числе известные всему миру корпорации... И возникает вполне законный вопрос: за что такие щедрые подарки заклятым врагам?
На заводах комплекса было установлено более 30 тыс. единиц самого современного технологического оборудования, стоимостью свыше 2 млрд руб., из них половина была поставлена по импорту. Свыше 81 % составило оборудование, работающее по автоматическому и полуавтоматическому циклу, в том числе около 700 автоматических, поточно-механизированных и комплексно-механизированных линий. В оснащении КАМАЗа приняли участие более 700 иностранных фирм из 19 стран Европы, США, Канады и Японии, а также 2000 заводов из 500 городов Советского Союза.
Наиболее крупные поставки импортного оборудования:
Основные производства, к проектированию которых были привлечены иностранные фирмы: "Свинделл - Дресслер" (Питтсбург, США) - технологические и специальные части литейного завода, "Рено" (Франция) - проект завода двигателей, "Либхерр" (Штутгард, ФРГ) - производство коробок переключения передач.
И если посмотреть внимательно на представленную выше таблицу, то можно увидеть, что никаких "бесплатных подарков" там нет. За все заплачено, также, как было заплачено за завод Форда в 30-х годах и за завод ФИАТа в 60-х. Если Форду заплатили ещё золотом, то итальянцам уже свободно-конвертируемой валютой. Ведь в это время СССР нашел в Сибири огромные запасы нефти и газа, продажа которых за рубеж стало для страны колоссальным источником доходов. Страна, до этого серьезно отстававшая во многих сферах, получила возможность покупать товары, технологии, лицензии. А для западных компаний это были новые рынки сбыта. И очень выгодные. КАМАЗ также находится в одной линейке со всеми этими заводами.
Пора сделать окончательные выводы:
- не было никакого подарка Советскому Союзу "за молчание", а было взаимовыгодное сотрудничество между СССР и другими странами;
- конструкция грузовиков КАМАЗ - плод работы советских инженеров;
- все измышления конспирологов на эту тему абсолютно лживы и основываются лишь на совпадении сроков строительства заводов КамАЗ и лунной программы США (странно, что сооружение Волжского автомобильного завода примерно в это же время не привлекло их внимания).
На этом пока все. Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите в комментариях, которые открыты для всех желающих. Автор очень ценит обратную связь с читателями.