Найти в Дзене
Виктор Павлов

КАМАЗ - завод, который "подарили за молчание о лунной афере".

Подписчики моего канала знают о том, что наибольшую популярность на канале завоевали темы о космосе и об автомобилях. Представляемая вниманию читателей статья в какой-то степени объединяет эти две темы, и хотя в основном посвящена автомобильной тематике, в замысле своем содержит ответ на заявления группы конспирологов, которым присвоено почетное звание "нилитальщиков". А они регулярно заявляют, что завод КАМАЗ был "подарен Советскому Союзу за молчание о том, что американцы на самом деле никогда не летали на Луну". Граждане конспирологи - я правильно передал смысл ваших утверждений? Слово конспирологам: В связи с повторяющимися все время "мантрами" о таком богатом даре у автора появилось желание разобраться в этом вопросе, а итоги этого разбирательства опубликовать в статье, которая и представлена на суд читателей. В 1960-е годы экономика СССР нуждалась в увеличении парка грузовых автомобилей, особенно с грузоподъемностью от 8 до 20 тонн и оснащенных экономичными дизельными двигателями.
Изображение из набора открыток "Стройки десятой пятилетки. КАМАЗ" 1979 год. С сайта collectionerus.ru.
Изображение из набора открыток "Стройки десятой пятилетки. КАМАЗ" 1979 год. С сайта collectionerus.ru.

Подписчики моего канала знают о том, что наибольшую популярность на канале завоевали темы о космосе и об автомобилях. Представляемая вниманию читателей статья в какой-то степени объединяет эти две темы, и хотя в основном посвящена автомобильной тематике, в замысле своем содержит ответ на заявления группы конспирологов, которым присвоено почетное звание "нилитальщиков". А они регулярно заявляют, что завод КАМАЗ был "подарен Советскому Союзу за молчание о том, что американцы на самом деле никогда не летали на Луну". Граждане конспирологи - я правильно передал смысл ваших утверждений?

Слово конспирологам:

Из комментария блогера Иван Иванов 232. Из открытых источников.
Из комментария блогера Иван Иванов 232. Из открытых источников.
Из комментария блогера WW на канале автора.
Из комментария блогера WW на канале автора.

В связи с повторяющимися все время "мантрами" о таком богатом даре у автора появилось желание разобраться в этом вопросе, а итоги этого разбирательства опубликовать в статье, которая и представлена на суд читателей.

В 1960-е годы экономика СССР нуждалась в увеличении парка грузовых автомобилей, особенно с грузоподъемностью от 8 до 20 тонн и оснащенных экономичными дизельными двигателями. В связи с этим в 1969 году (да, да - в год, когда американцы осуществили высадку на Луну) было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей.

Фрагмент документа от 19 июня 1969 года. С сайта docs.historyrussia.org.
Фрагмент документа от 19 июня 1969 года. С сайта docs.historyrussia.org.

Было изучено 70 вариантов его размещения. Выбор пал на Набережные Челны, маленький в то время городок на Каме. Его преимущества были очевидны. По своему географическому положению Набережные Челны находились в самом центре бывшего Союза. Судоходные реки Кама и Волга, а также близость железной дороги решали все проблемы с обеспечением стройки материалами, сырьём, оборудованием, комплектующими, а в дальнейшем – с транспортировкой грузовиков потребителям. Наличие в регионе крупнейшей строительной организации "КамГЭСэнергострой" позволило осуществить строительство заводских корпусов и жилья для будущих камазовцев.

Постановление о месте строительства комплекса заводов по производству дизельных грузовых автомобилей большой грузоподъемности. Из открытых источников.
Постановление о месте строительства комплекса заводов по производству дизельных грузовых автомобилей большой грузоподъемности. Из открытых источников.

Вот - скажут "свидетели нелетания американцев на Луну" - вот видите, все сходится. Однако, как видно из представленных документов, основное постановление о строительстве заводов было принято ещё 19 июня 1969 года, за месяц до высадки американцев на Луну. Мои альтернативно одаренные оппоненты конечно скажут, что американцы уже заранее "подстелили соломки в месте, где собирались упасть". Однако в это время происходили и другие события, совершенно не связанные с покорением Луны, но гораздо больше связанные со строительством нового автозавода.

Одно из них - это завершающий этап строительства Волжского автомобильного завода в городе Тольятти (бывший Ставрополь на Волге). Не для кого не было секретом, что этот завод был полностью закуплен у итальянской автомобильной фирмы ФИАТ для производства их же модели легкового автомобиля ФИАТ-124, получившей в СССР наименование ВАЗ-2101 "Жигули". Точно также в 1930-х годах в СССР был закуплен завод у компании "Форд" для выпуска их моделей "Форд-А" и "Форд-АА" в городе Горьком.

В обоих случаях заводы закупались целиком с оснасткой и всем оборудованием, необходимым для выпуска этих конкретных моделей автомобиля. А что мы имеем в случае Камского автозавода?

Слово конспирологам (блогер Иван Иванов 232):

Американцы даже передали для производства в Советском Союзе чертежи своей грузовой машины "Интернационал", ставшей позже прообразом КАМАЗа.
Грузовик International COF-220 - прототип КАМАЗа по версии конспирологов. Из открытых источников.
Грузовик International COF-220 - прототип КАМАЗа по версии конспирологов. Из открытых источников.

Главным конструктором Завода имени Лихачева на то время являлся Анатолий Кригер – большой знаток американских грузовиков, в частности, линейки International Harvester. И это была одна из причин, почему за основу нового грузовика взяли модель COF-220, к тому времени уже не выпускавшуюся (производился с 1962-й по 1966-й). Однако если взглянуть на фото вверху, станет ясно, что от американского грузовика советские конструкторы взяли разве что концепцию. Рама, узлы и агрегаты разрабатывались с "нуля".

А первый бескапотный ЗИЛ‑169 с серийным бензиновым двигателем V8 мощностью 150 л.с., но с абсолютно новой независимой передней подвеской построили ещё в 1965 году. Кабина была очень похожа на американскую - компании "Форд". Такая же, к слову, лежала и в основе стилистики новой кутаисской машины КАЗ-608.

Изображение с сайта lsvsx.livejournal.com.
Изображение с сайта lsvsx.livejournal.com.

Именно этот необычный для московского завода опытный образец стал некой отправной точкой для проектирования совершенно нового грузовика, к разработке которого Завод имени Лихачева приступил в 1967 году (когда американская пилотируемая программа оказалась в кризисе из-за пожара на корабле "Аполлон"). Именно тогда завод приступил к разработке перспективных моделей грузовиков, призванных заменить на конвейере выпускавшиеся модели ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. Модели получили наименования ЗИЛ-170 (трехосный) и ЗИЛ-175 (двухосный).

Перспективный ЗИЛ-170 в 1967 году (дизайнер Лев Самохин). Изображение с сайта 5koleso.ru.
Перспективный ЗИЛ-170 в 1967 году (дизайнер Лев Самохин). Изображение с сайта 5koleso.ru.

Основное внимание уделялось именно созданию трехосных грузовых автомобилей. В 1968 году на заводе было разработано семейство трёхосных грузовых автомобилей ЗИЛ-170. В него входили:

  • ЗИЛ-170 - базовая модель, шасси и бортовой;
  • ЗИЛ-170А - длиннобазное шасси;
  • ЗИЛ-170С - шасси для монтажа самосвала;
  • ЗИЛ-170Т - седельный тягач.

Из вышеперечисленных автомобилей в 1968 году был изготовлен один опытный образец трёхосного седельного тягача ЗИЛ-170Т.

АМО Ф-15 и ЗИЛ-170Т на обложке журнала "За рулем" №11 за 1971 год. С сайта publ.lib.ru.
АМО Ф-15 и ЗИЛ-170Т на обложке журнала "За рулем" №11 за 1971 год. С сайта publ.lib.ru.

В 1969 году было изготовлено ещё пять опытных образцов, в том числе ЗИЛ-170 и ЗИЛ-175. В мае 1969 года первый опытный образец автомобиля ЗИЛ-170 прошёл первые испытания на участке Углич - Рыбинск.

А на Ярославском моторном заводе в 1968 году был создан опытный образец двигателя нового поколения ЯМЗ-740. Уже в 1973 году новый двигатель был готов к производству.

Завод имени Лихачева готовился выпускать эти автомобили у себя, но постановление о строительстве Камского автомобильного завода перечеркнуло эти планы. Серийное производство было решено начать именно на Камском автомобильном заводе, в связи с чем семейству трехосных автомобилей была присвоена новая отраслевая индексация: трёхосный бортовой грузовик 5320, длиннобазный трёхосный бортовой грузовик 53202, короткобазное трёхосное шасси под самосвал 5510, трёхосный седельный тягач 5410.

С 1972 г. автомобили получили новую кабину модели "5320" и стали обозначаться КАМАЗ. Первый опытный КАМАЗ-5320 сошёл с конвейера в 1974 году. А в 1975 году на заводе началось производство и двигателей ЯМЗ-740, которым была присвоена марка КАМАЗ-740.

Таким образом, в случае Камского автозавода модели выпускаемых на нем автомобилей и двигателей были не заимствованы у иностранных фирм, а созданы отечественными инженерами.

В это же время строились и цеха завода. Краткая хроника строительства:

13 декабря 1969 года – на строительстве Камского автозавода вынут первый ковш грунта.

Михаил Носков, экскаваторщик, вынувший первый ковш грунта на строительстве - на снимке третий слева. Фото из музея КАМАЗа.
Михаил Носков, экскаваторщик, вынувший первый ковш грунта на строительстве - на снимке третий слева. Фото из музея КАМАЗа.

Осень 1970 года – уложены первые кубометры бетона в фундамент первенца КАМАЗа – ремонтно-инструментального завода, а также корпуса серого и ковкого чугуна литейного завода.

Строительство цехов завода. Изображение из набора открыток "Стройки десятой пятилетки. КАМАЗ" 1979 год. С сайта collectionerus.ru.
Строительство цехов завода. Изображение из набора открыток "Стройки десятой пятилетки. КАМАЗ" 1979 год. С сайта collectionerus.ru.

Январь 1971 года – сдан первый в Набережных Челнах 12-этажный жилой дом для первопроходцев КАМАЗа.

Кварталы нового города. Изображение из набора открыток "Стройки десятой пятилетки. КАМАЗ" 1979 год. С сайта collectionerus.ru.
Кварталы нового города. Изображение из набора открыток "Стройки десятой пятилетки. КАМАЗ" 1979 год. С сайта collectionerus.ru.

1973 год – возведены корпуса практически всех объектов первой очереди комплекса, пущен первый городской трамвай, поставлен под нагрузку первый энергоблок ТЭЦ.

Строительство ТЭЦ. Изображение из набора открыток "Стройки десятой пятилетки. КАМАЗ" 1979 год. С сайта collectionerus.ru.
Строительство ТЭЦ. Изображение из набора открыток "Стройки десятой пятилетки. КАМАЗ" 1979 год. С сайта collectionerus.ru.

Май 1974 года – в экспериментальном цехе управления главного конструктора КАМАЗа собран первый двигатель.

Двигатель КАМАЗ-740. Фото из Википедии.
Двигатель КАМАЗ-740. Фото из Википедии.

1975 год – на всех заводах комплекса идёт монтаж, пуско-наладка технологического оборудования и выпуск пробной продукции.

Декабрь 1975 года – на заводе двигателей собран первый силовой агрегат – по временной технологии, но собственными силами.

Завод двигателей. Изображение из набора открыток "Стройки десятой пятилетки. КАМАЗ" 1979 год. С сайта collectionerus.ru.
Завод двигателей. Изображение из набора открыток "Стройки десятой пятилетки. КАМАЗ" 1979 год. С сайта collectionerus.ru.

16 февраля 1976 года – с главного сборочного конвейера автомобильного завода сошёл первый камский грузовик.

Сборщики, принимавшие участие в сборке первого грузовика. Изображение из набора открыток "Стройки десятой пятилетки. КАМАЗ" 1979 год. С сайта collectionerus.ru.
Сборщики, принимавшие участие в сборке первого грузовика. Изображение из набора открыток "Стройки десятой пятилетки. КАМАЗ" 1979 год. С сайта collectionerus.ru.

29 декабря 1976 года – Государственная комиссия во главе с Министром автомобильной промышленности СССР В.Н. Поляковым подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов.

Главный конвейер КАМАЗа. Изображение из набора открыток "Стройки десятой пятилетки. КАМАЗ" 1979 год. С сайта collectionerus.ru.
Главный конвейер КАМАЗа. Изображение из набора открыток "Стройки десятой пятилетки. КАМАЗ" 1979 год. С сайта collectionerus.ru.

Опять дам слово конспирологам (блогер photo-vlad):

13 декабря 1969 года был вынут первый ковш земли на строительстве Камского автозавода КАМАЗа! В его оснащении приняли участие более 700 иностранных фирм, в том числе известные всему миру корпорации... И возникает вполне законный вопрос: за что такие щедрые подарки заклятым врагам?

На заводах комплекса было установлено более 30 тыс. единиц самого современного технологического оборудования, стоимостью свыше 2 млрд руб., из них половина была поставлена по импорту. Свыше 81 % составило оборудование, работающее по автоматическому и полуавтоматическому циклу, в том числе около 700 автоматических, поточно-механизированных и комплексно-механизированных линий. В оснащении КАМАЗа приняли участие более 700 иностранных фирм из 19 стран Европы, США, Канады и Японии, а также 2000 заводов из 500 городов Советского Союза.

Наиболее крупные поставки импортного оборудования:

Материал из Википедии.
Материал из Википедии.

Основные производства, к проектированию которых были привлечены иностранные фирмы: "Свинделл - Дресслер" (Питтсбург, США) - технологические и специальные части литейного завода, "Рено" (Франция) - проект завода двигателей, "Либхерр" (Штутгард, ФРГ) - производство коробок переключения передач.

И если посмотреть внимательно на представленную выше таблицу, то можно увидеть, что никаких "бесплатных подарков" там нет. За все заплачено, также, как было заплачено за завод Форда в 30-х годах и за завод ФИАТа в 60-х. Если Форду заплатили ещё золотом, то итальянцам уже свободно-конвертируемой валютой. Ведь в это время СССР нашел в Сибири огромные запасы нефти и газа, продажа которых за рубеж стало для страны колоссальным источником доходов. Страна, до этого серьезно отстававшая во многих сферах, получила возможность покупать товары, технологии, лицензии. А для западных компаний это были новые рынки сбыта. И очень выгодные. КАМАЗ также находится в одной линейке со всеми этими заводами.

Главный конвейер КАМАЗа в феврале 1976 года. Фото из открытых источников.
Главный конвейер КАМАЗа в феврале 1976 года. Фото из открытых источников.

Пора сделать окончательные выводы:

  • не было никакого подарка Советскому Союзу "за молчание", а было взаимовыгодное сотрудничество между СССР и другими странами;
  • конструкция грузовиков КАМАЗ - плод работы советских инженеров;
  • все измышления конспирологов на эту тему абсолютно лживы и основываются лишь на совпадении сроков строительства заводов КамАЗ и лунной программы США (странно, что сооружение Волжского автомобильного завода примерно в это же время не привлекло их внимания).

На этом пока все. Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите в комментариях, которые открыты для всех желающих. Автор очень ценит обратную связь с читателями.