3,4K подписчиков

Викторина на знание аферистов – героев кино СССР

687 прочитали

Не всякий мошенник – аферист. Лишь птицу высокого полета можно назвать этим словом. Правда, увы, летает такой человек в полном противоречии с государственными законами и людскими правами.

Поэтому-то Остап Бендер и говорил своему подельщику, что, мол, «нас никто не любит, если не считать уголовного розыска, который тоже нас не любит».

Правда, в другой раз он же уверял: «У меня нет крыльев, но я чту Уголовный кодекс». Однако тут великий комбинатор явно преувеличивал. Или преуменьшал. Как ни крути – а Бендер был одним из самых ярких аферистов в литературе и кино.

От обычных жуликов этот аферист отличался тем, что виртуозно занимался шулерством, устраивал практически целые шоу для проведения махинаций.

Как там укорял Кису Ося, сравнивая его бывший социальный статус с нынешними привычками: «Гигант мысли! Отец русской демократии! Особа, приближенная к императору! И такие мелко-уголовные наклонности!»

Причем каждая его афера была делом весьма рискованным. Это вам не кошельки с прохожих срезать.

Словом, аферист – фигура виртуозная, хотя и противозаконная; ас-делец от преступного мира.

Это и показали в замечательных одноименных советских комедиях Леонида Гайдая и Марка Захарова «12 стульев».

Коллаж кадров из комедий СССР от Гайдая и Захарова
Коллаж кадров из комедий СССР от Гайдая и Захарова

Заметим, что в продолжении «12 стульев» – книге Ильи Ильфа и Евгения Петрова, а также в ее экранизации Михаилом Швыейцером «Золотой теленок» – показан еще один любопытнейший тип афериста: Александр Корейко.

Пожалуй, это был единственный достойный соперник, встретившийся Остапу на пути.

Помните, наш «гроссмейстер» разочарованно-сконфуженно переживал, что журналисты, выигравшие в лотерею и купившие авто, уехали на нем «к сияющим далям, в обществе веселых друзей», а сам он, распрощавшись с ними, «остался на пыльной дороге с дypaкoм-компаньоном»?

Так вот в случае с Корейко у Бендера появился друг-враг, компаньон-соперник. Ведь они даже какое-то время вместе попутешествовали – после того, когда Остап все-таки увел у него часть миллионов.

Правда, в отличие от терпеливого Корейко, Бендер был слишком подвижным, парящим человеком широкого размаха. И ему богатство на пользу не пошло. Аферист часто больше ценит сам путь к роскоши, чем полученную роскошь.

Кадр из советской комедии Швейцера «Золотой теленок»
Кадр из советской комедии Швейцера «Золотой теленок»

Как тут не вспомнить мошенника высшего полета из еще одной советской комедии Захарова – графа Калиостро из «Формулы любви». Вот уж кто умел грабить людей с размахом, а потом «от души» (если можно так сказать о грехе) пользовался награбленным.

Например, он за большие деньги устраивал для аристократов спиритические сеансы, трактовал некие тайные знаки, предсказывал будущее…

Вплоть до того, что организовал одной фрейлине якобы свидание с ее усопшим супругом, «да так, что она его осязала и теперь вроде как на сносях». Для этого граф воспользовался медальоном этой дамочки, который потом же и забрал в оплату.

Кадр из советской комедии Захарова «Формула любви»
Кадр из советской комедии Захарова «Формула любви»

Ну, а более простонародными были махинаторы из комедий Гайдая – ВиНиМор:

  • Ви – Трус в исполнении Георгия Вицина;
  • Ни – Бaлбec, сыгранный Юрием Никулиным;
  • Мор – Бывалый, в которого воплотился Евгений Моргунов.

Например, в короткометражке «Самогонщики» они за изготовление, продажу, распространение этого напитка вполне могли бы по Уголовному кодексу СССР отправиться в места, не столь отдаленные, лет этак на 7.

Но – нет: в комедии СССР «Кавказская пленница…» они продолжали махинации. Например, организовали за деньги кружок танцев, а также настольные игры. Причем в советское время, без лицензии и прочих необходимых документов.

Заметьте, они устроили почти шоу, заманивая доверчивых граждан тем, то «твист – это вам не лезгинка».

Уже за одно это им по ст. 209 Уголовного кодекса РСФСР светила всё та же тюрьма или как минимум исправительные работы до 4 лет.

А ведь они еще налогов не платили и вообще вели, как тогда говорили, «пapaзитический образ жизни», плюс вообще отличались «уклонением от общественно полезного труда и проживанием на нетрудовые доходы». Кстати, в том числе это говорил Уголовный кодекс…

Но какими же веселыми мы привыкли видеть этих аферистов!

Еще одним таким же мошенником-весельчаком был Жорж Милославский в другой комедии Гайдая – «Иван Васильевич меняет профессию». Но не во время ограбления квартиры Шпака (там он был в статусе всего лишь грабителя-жулика), а когда он заставил управдома Буншу играть роль царя, а сам перевоплотился в его помощника.

К слову о весельчаках-аферистах. В советских мультфильмах их тоже показывали. Причем разброс таких дельцов был весьма широким:

  • от мелкого жyлика, промышляющего на базаре, в мультике СССР «Приключения Васи Куролесова» режиссера Владимира Попова;
  • до космических пиратов Весельчака У и Глота, устраивавших преступления с галактическим размахом, в сказке Романа Качанова «Тайна третьей планеты» (анимационная экранизация книги Кира Булычева про Алису Селезневу).
Кадр из советского мультфильма Качанова «Тайна третьей планеты»
Кадр из советского мультфильма Качанова «Тайна третьей планеты»

Итак, аферисты – народ «продвинутый». У них даже есть свои «специальности» и «специализации». Поэтому о них так часто и снимают фильмы и даже мультфильмы.

Давайте сегодня сузим спектр и в нашем тесте остановимся на кинематографе СССР.

П. с. Дорогие читатели, а какие примеры жуликов кино советского и другого можете назвать вы?

П. п. с. И читайте мои посты «Трус, Балбес и Бывалый: что давал за их проделки закон при Гайдае и что дает сейчас» и еще «Милославский в "Иване Васильевиче…": слишком продвинутый для жулика», плюс «Авантюристы во власти и в истории: 3 самых интересных примера», а также «8 самых обаятельных жуликов советского кино».

И отгадывайте тесты, где надо назвать советский фильм или мультик по преступникам (смешным и не очень) и по судьям.

#тест #кино #викторина #тесты #викторины #юмор #знаменитости #культура

Тест на знание аферистов – героев советского кино