Найти тему
Мысли с завода

Каков был настоящий традиционализм в Средние века

Стало модно рассуждать о возврате к традициям и борьбе с либерализмом, коммунизмом и прочим "модерном". В частности, этим любит заниматься главный традиционалист всея Руси Александр Дугин:

«Если бы мы родились в Традиции – мы бы жили прекрасно. Пахать, воевать, молиться – что может быть лучше».

Однако каков же был этот домодерновый, средневековый традиционализм на самом деле?

Читая книгу французского историка Марка Блока "Феодальное общество", я отметил один интересный феномен. Блок много рассуждает о ментальности средневекового европейского человека, в частности – о присущем ему традиционализме. В Средние века для всех без исключения сословий прошлое играло важнейшее значение. Будущее церковь предрекала мрачное, настоящее было полно трудностей и опасностей. Оставалось упиваться эпосом прошлых лет, представляя в нём своих героических предков и их подвиги.

Есть че по традициям?
Есть че по традициям?

При этом, прошлое играло не только психологическое, но и прикладное значение. Судебные решения опирались на местные обычаи, либо на древние римские манускрипты с изложением юридических норм. Причём чем древнее обычай, тем весомее он становился как доказательство в суде. Многие свои деяния знатные люди обосновывали обычаями предков, которые служили оправданием жестокости, поборов и прочих нелицеприятных вещей.

Чаще всего разбирательства в древности той или иной традиции происходили именно в имущественном плане. Так, беграмотные крестьяне могли обосновать в суде право на возделываемый участок свидетельством того, что "на нём пахали ещё наши деды". Малограмотные феодалы оправдывали право собирать дань с этих крестьян традицией, идущей от завоеваний предков. Образованные монахи копались в документах и иногда даже их подделывали, чтобы подтвердить притязания своей обители на плодородные земли.

Когда попросил парикмахера подстричь покороче.
Когда попросил парикмахера подстричь покороче.

Однако Марк Блок замечает тот факт, что при такой силе традиций, они не были каким-то статичным явлением и сами постоянно трансформировались, зачастую приобретая "древний" ореол уже через несколько лет после своего появления. Так, феодал в неурожайный год мог обратиться за помощью к местным крестьянам, взяв с них зерна больше обычного, а через год или два это превращалось уже в традицию. Обеспечивалась "традиционность" устоев, естественно, правом сильного.

Ещё одним важным фактом было то, что в те времена сама история собиралась и хранилась из рук вон плохо. Летописи были неточны во времени, событиях и действующих лицах и часто противоречили друг другу. Устный эпос был на большую часть сочинен либо монахами, либо странствующими певцами, которые произвольно добавляли персонажей и их подвиги в уже готовые истории, дабы угодить местной знати, либо её опорочить. Новые обычаи часто внедрялись правителями под предлогом неожиданно найденной в манускриптах древней традиции. Ведь само слово "древний" было синонимом "благочестивый" и другого обоснования не требовалось.

Безмятежность средневекового бытия.
Безмятежность средневекового бытия.

В итоге оказалось, что средневековое благоговение к прошлому привело вовсе не к его бережному хранению. А напротив – к грубейшим фальсификациям ради установления выгодной себе исторической правды. Пострадавшими от таких традиций неизбежно оказывались свободные и зависимые крестьяне, реже – городская буржуазия. Ну а выгодополучателями – знать и духовенство.

До сих пор традиционалистский подход по идеализации и отбеливанию собственной истории и очернению всей остальной полностью противоречит научному принципу беспристрастности исследователя и его отстранённости от объекта исследования. Поэтому историческая наука и проверяемые ею исторические знания — главные враги тралиционалистов. Ведь на поверку оказывается, что их традиции не такие уж традиционные, а являются лишь лично им выгодными представлениями о прошлом.