Найти тему
Газета «Новгород»

Этно-шоу, декадансом и тактикой поразил новгородцев четвёртый фестиваль «Модный русский»

Праздником разнообразия и настоящего торжества русской моды новгородцев радуют уже в четвёртый раз. Однако впервые за время своего существования фестиваль «Модный русский» вырос до столь впечатляющих масштабов: 2 большие площадки (форумная и подиумная), 5 новгородских участников и гости из разных уголков страны. Это заставляет верить, что дальше – больше. А пока вспомним, как на прошлой неделе территория набережной Александра Невского на несколько часов превратилась в одно из самых стильных и ярких пространств города.

Изначально фестиваль создавался как площадка для самопрезентации дизайнеров из Великого Новгорода и региона. Впрочем, она вскоре стала не только местом для профессиональных проб молодых творцов креативных индустрий. За четыре года «Модный русский» сделался настоящим рупором современной российской моды и ярким праздником-шоу для новгородцев и гостей города. И, конечно, самостоятельным узнаваемым брендом.

-2

«Хотя проект значительно вырос, главной его задачей остаётся выявление и поддержка талантов. Не стану скрывать, мы порой погружаемся в бизнес настолько, что теряем некий творческий, созидательный компонент. А работа дизайнера, модельера – очень креативная сама по себе, она требует не только финансовой, но и большой эмоциональной отдачи. Так что такой праздник, соединяющий искусство, моду и музыку, позволяет проявить себя как творческую натуру. И, конечно, представить коллаборацию наших русских корней, традиций и современной моды», – рассказала соорганизатор и амбассадор проекта, модельер и основатель студии «Mar.Go Dresses» Маргарита Янчикова.

Отметим, первая часть фестиваля прошла на новом причале возле гостиницы «Россия». Она была форумной: здесь участники и гости могли познакомиться и пообщаться, обменяться опытом и глубже вникнуть в философию моды. Вторая часть – собственно модные показы на большой сцене на Ярославовом дворище. В завершении фестиваля прозвучали рок-хиты в исполнении новгородского Губернаторского симфонического оркестра.

Не кокошником единым

Когда человек слышит про русский стиль, он нередко представляет в лучшем случае этакий нарочито традиционный, скромный, тяготеющий к обобщённо народному образ. В худшем же – то, что в русскоязычной массовой культуре называют ёмким словом «клюква», которое, как повелось ещё с конца прошлого века, означает в первую очередь не нашу болотную ягоду, а ложные стереотипы о русских в сознании иностранцев. Но иностранцам, как-никак, иметь стереотипы отчасти простительно. Когда же сами носители национального культурного кода уверены, что кроме сарафанов да лаптей им в модном историческом анамнезе похвастать нечем, – вот где беда!

Впрочем, высокой моде, как любому творческому по своей натуре течению, свойственна огромная доля иронии – и самоиронии в том числе. Так что на подиуме элементы «клюквы» (наподобие якобы обязательных в дресс-коде русских шапок-ушанок и кокошников) вполне эстетично – хотя и с ноткой экстравагантности – встраиваются в современные образы, а затем становятся стильными трендами. Так что символ фестиваля, – русская матрёшка в чёрных очках, – приходится здесь очень кстати и настраивает зрителя на нужный лад. А это не было лишним, ведь что касается самих показов – отсылок к народному здесь было не так и много.

-3

С другой стороны, смотря что понимать под народным. Ведь в разное время русские носили разные костюмы. И хотя многое стабильно привносилось из-за рубежа, во все времена у нас оставалось и создавалось и что-то исконно своё. Между прочим, даже за повседневную толстовку, которая корнями своими на первый взгляд может показаться импортной, современный мир обязан русскому классику, автору «Войны и мира». Конечно, «толстовка», которую носил Лев Николаевич, сильно отличалась от современной. Однако именно длинная блуза из плотной ткани, с застёжкой до пояса и двумя широкими карманами стала прототипом толстовки современной. И в каком-то смысле – законодательницей повседневной моды с глубоко народной философией, сдержанной и очень практичной.

Исконно русское – в современном

Так, поистине русскими в таком ключе можно назвать новгородские бренды Green Pocket и VERSTA (ещё об одном мы расскажем ниже). Первый, что интересно, является исключительно мужским брендом и производит как тактическую и специальную одежду, так и повседневную, – но тоже в характерном мужественном стиле. Вторая компания также показала на сцене образы для активного отдыха. Притом их предметы одежды легко сочетаются и с городским стилем.

-4

«Очень отрадно, что город поддерживает фестиваль, что он способствует нашему культурному взаимообогащению и с каждым годом позволяет вовлекать всё больше креативных предпринимателей. А участников – выводит из зоны комфорта. Помогает им построить доброе имя, расширить профессиональный диапазон, приобрести новые контакты и, конечно, новых покупателей. Нашей миссией изначально были объединение регионов и поддержка молодых, начинающих предпринимателей-профессионалов – модельеров, дизайнеров. И в этом году у нас действительно получилось на «ура»: заявок было так много, что не все поместились на одной площадке. И главным приоритетом для нас, конечно, являются молодые профессионалы-новгородцы», – подчеркнула организатор фестиваля, руководитель комитета по развитию женского предпринимательства, депутат Думы Великого Новгорода Екатерина Сергиенко.

Так, в этом году впервые представил свою коллекцию на фестивальном подиуме совсем юный новгородский бренд одежды Cozy wear. Анастасии Карузиной, дизайнеру и создательнице бренда, всего 22 года, но, как отметила Екатерина Сергиенко, девушка настолько талантлива и трудолюбива, что о её творчестве можно смело заявить с большой сцены. Её повседневная коллекция появилась на дорожке одной из первых, причём на простых молодых ребятах – не профессиональных моделях. Изюминка простых, но ярких и добротных хлопковых футболок, толстовок и худи – вышивка. Как чисто авторская, так и оммаж брендам с мировым именем.

Одежда как искусство

Что касается уже высокой русской моды – Великий Новгород представил на подиуме роскошные свадебные и вечерние платья авторства Mar.Go Dresses и уникальные украшения ручной работы Оксаны Иллензер. И отдельное искусство здесь – подача. Музыка из российских фильмов, образы, отсылающие не то к классическим, не то к сказочным героиням, профессионализм самих моделей… Элементы тёмной фольклорности – действительно довольно популярны в современной русской моде, в частности в молодёжных субкультурах. Петербургский бренд Viktoria Fleur поддержал общую волну и впечатлил зрителей декадентскими образами с нотками нуарного стиля.

-5

И напоследок – о самых в буквальном смысле ярких гостях фестиваля. Этно-арт-театр «Варма» (Республика Мордовия), что в переводе с мокшанского означает «ветер», поразил симбиозом сценического костюма, музыки и вокала, хореографии и подиумного шага. Современная Россия многонациональна, так что даже интерпретации народных мотивов в моде – бесконечно многообразны. Порой они даже выглядят экзотично и не считываются нами как русские, – а между тем являются таковыми. А значит, частью культурного кода. «Модный русский» развеял мифы не только об ограниченности русского стиля, но и о моде как таковой. Ведь вопреки распространённым представлениям, это ещё и сценическое искусство. У которого, по сути, нет границ и строгих рамок – и оттого оно может быть бесконечно сложным. И настолько же – зрелищным.

Напомним, прошедший в День России фестиваль был организован совместно региональным правительством, комитетом по развитию женского предпринимательства НРО «Опора России» и НОТКА при поддержке Агентства Стратегических Инициатив.

Текст: Екатерина Золотарева

Фото Людмилы Степико и автора