В наши дни изделиями из уральского малахита, созданными в девятнадцатом веке, восхищается весь мир. Однако, если бы не грамотный и своевременный маркетинг, проведенный с поделочным камнем три столетия назад, малахит так бы и остался всего лишь сырьем для производства меди и краски.
Мода на малахит во всем мире появилась благодаря деятельности горнопромышленников династии Демидовых. В конце восемнадцатого века под их контроль попали меднорудные месторождения на Урале. На тот момент мало кто в мире понимал, что возможно изготавливать из малахита. И когда управляющим месторождений поделочного камня стал Анатолий Демидов, он решил создать для Николая Первого «царское место». Конструкция представляла собой бронзовый круглый павильон, увенчанный позолоченным куполом, окруженный колоннами из малахита и украшенный самоцветными камнями. Над созданием ротонды трудились итальянские мастера и первое время она украшала виллу Демидова во Флоренции. Интерес к экспонату с малахитовым оформлением, который возникал у гостей, бывавших во владениях князя, заставил Анатолия начать создавать собственную коллекцию малахитовых предметов.
Помогло начинанию и событие случившееся в июне 1835 года, когда на одной из Демидовских шахт был обнаружен монолит малахита весом около 250 тонн. Изъять из земли весь кусок не представлялось возможным по техническим причинам и глыбы камня вынимали из шахты частями. С этих пор на Урале началась эпоха малахита, а в Петербурге появилась собственная малахитовая фабрика Демидовых. Первые два года создания и продажи вещей из малахита принесли предприятию доход на сумму свыше 780 тысяч рублей.
Для демонстрации выпускаемой продукции Анатолий Демидов отвез на первую Всемирную промышленную выставку в Лондоне целый малахитовый кабинет. Он был полностью сделан из зеленого поделочного уральского камня и включал в себя двери, столы, кресла, стулья, вазы, письменные наборы и многое другое. Изделия из России потрясли европейскую публику, так что все заграничные аристократы захотели в свою коллекцию изделия из малахита. Прежде всего, гостей выставки поражали масштабы экспонатов и уникальная техника мозаики, которая создавала иллюзию монолитности изделий.
За четыре года до выставки, по приглашению Демидова в Петербург приехал архитектор из Флоренции Леопольд Жоффрио. Иностранный мастер придумал обрабатывать края малахитовых плиток на специальном устройстве. Так им придавался волнистый профиль, повторяющий рисунок камня. Нововведение позволяло выкладывать мозаику из малахита и при этом избегать вытекания мастики между деталями. Кусочки камня прилегали друг к другу плотнее, а следовательно швы становились менее заметными.
Сегодня увидеть предметы времен, когда малахит был признан императорским камнем, можно в музеях и дворцах многих стран. Самая крупная из сохранившихся в мире глыб уральского малахита выставлена в Горном музее Петербурга. Ее вес составляет полторы тонны.