Найти тему

Почему театр вдруг начинается с вешалки?

Выражение "Театр начинается с вешалки" приписывается не кому иному, как одному из основателей Московского Художественного театра и нашему с вами знакомому Константину Сергеевичу Станиславскому.

Вероятно, оно сложилось на основе следующего места из письма К. С. Станиславского к цеху гардеробщиков МХАТ (23 января 1933 г.)

«Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей; вы можете подготовить их как в благоприятную, так и в неблагоприятную сторону для восприятия впечатлений, идущих со сцены. Если зритель рассержен, он не в силах отдаваться впечатлению и делается рассеянным и невосприимчивым; если же, войдя в театр, он сразу почувствовал к нему уважение, -- он смотрит спектакль совсем иначе.

Вот почему я считаю вашу работу чрезвычайно важной, и приветствую, и благодарю вас за поздравление как своих сотрудников по созданию спектакля.

Примите от меня самую искреннюю и теплую благодарность»

(Станиславский К. С., Собр.соч., т.8,М.,1961. 268*)

К.С Станиславский портрет кисти Н. Ульянова 1947 г.
К.С Станиславский портрет кисти Н. Ульянова 1947 г.

Полная цитата не даёт увидеть других значений и тайных смыслов, кроме глубочайшего уважения режиссера к гардеробщикам своего театра, которые задают тон всей его работе. По моему мнению, относиться нужно с уважением не только к зрителю, но и к себе, уметь преподнести себя. В театральном гардеробе не могут работать хабалки и хамки, швыряющие номерки, фыркающие и беспардонные. Служащие зала, капельдинеры, администраторы, работники касс, билетёры, каждый должен помнить, где он работает. Культура в театре должна быть повсеместно.

Но, вернёмся к истории цитаты. Ввиду того, что большинство фраз Станиславского становились афоризмами и цитировались, в этой фразе тоже разглядели потенциал. Так передаваясь из уст в уста, она сократилась до удобного и ёмкого - «Театр начинается с вешалки»

Театральный кофр.
Театральный кофр.

Разберемся, что же это всё-таки может значить?

Вопреки смешному, но пугающему своей глупостью, мнению, его я услышала от одного из экскурсоводов, который привел свою группу в театр, дабы показать макет нашего зрительного зала. Он сказал, якобы, театр начинает строиться (в буквальном смысле) с гардероба, (да, вопросов масса) но, надеюсь, что это я вырвала фразу из контекста и это была просто шутка или подводка к реальным фактам.

Я бы, в свою очередь, растолковала её с двух сторон, со стороны зрителя и актера:

Приходя в театр, погружаясь в дом муз, искусства и праздника, сними с плеч обыденность будней, оставь её на вешалке. Все заботы: домашние дела, проблемы на работе, усталость от серых дней, все это мы оставляем в гардеробе. Театр должен быть местом духовного обогащения, отвлечением от суеты, местом, где время не имеет значения, а единственная проблема — успеть купить билет на следующую премьеру. Хорошая постановка подарит окрыление ещё на какое-то время, так, забирая вещи из гардероба, вы на плечах и внутри унесёте частичку театра.

Приблизительно такое же для актера: снял с себя проблемы и оставил гримёрке. Чтобы не случилось, обязанность актера отыграть так, чтобы зритель даже не догадался о том, что у актеров бывают проблемы в жизни. Все знают эти истории, когда профессионалы своего дела, после смерти близких, во время собственной болезни, со сломанными пальцами, выходили на сцену и играли не просто хорошо, но выше всех похвал. Но, в части актера, я бы добавила: выходя со сцены надень себя обратно. Особенно, когда дело идёт о драматических ролях, нужно уметь выключаться, когда закрывается занавес.

Вот так, казалось бы простую фразу можно наделить глубоким смыслом.