Доброго времени суток, уважаемые читатели!
Сегодня в нашей стране отмечается День железнодорожника. Я думаю, каждый из нас не раз путешествовал поездом. Поэтому это отчасти и наш праздник тоже. Но прежде всего, эту статью я посвящаю Дмитрию Завьялову из Санкт-Петербурга. Он к этому празднику имеет непосредственное отношение. Теперь он прячется под ником Добрый Дитрихъ 777. На своём канале он делится с нами в том числе и профессиональными секретами.
Я же хочу сегодня немного написать о Мурманском железнодорожном вокзале. Дмитрий его помнит. Бывал он здесь.
Итак, вокзал. Зданий было три. Первое построено в 1916 году во время строительства Мурманской железной дороги. Обогрев здания производился печами. Поскольку, здание было деревянным, во время пожара 16 ноября 1922 года оно было уничтожено.
Второе здание было построено за три месяца. Открылся вокзал 27 марта 1923 года. Над входом располагалась вывеска "Мурманск", над ней – небольшой портрет В.И. Ленина, серп и молот со звездой, и часы.
Ещё на территории станции был установлен колокол и площадка со скамейками.
В годы Великой Отечественной войны второе здание вокзала тоже было уничтожено.
Современный железнодорожный вокзал, построенный в стиле сталинского ампира, был открыт в мае 1954 года. В 1959 году при помощи вертолета был установлен 15-метровый шпиль со звездой.
На Привокзальной площади после 1957 была установлена скульптура "Покорители космоса". В 1962 году к основному зданию были пристроены два корпуса, в которых в настоящее время размещаются залы ожидания, камеры хранения и кассы. Правда, по другой версии левое крыло начало функционировать ещё в 1961 году.
Поскольку наша семья в Мурманск приехала уже в 1968 году, я запомнила вокзал примерно таким, какой он и сейчас. Скульптуру "Покорители космоса" я не помню. Видимо, в 1968 году её уже не было. Когда и зачем она была снесена история умалчивает.
На стене северного крыла вокзала есть мемориальная доска погибшим в годы Великой Отечественной войны железнодорожникам.
Сейчас вокзал выглядит так.
Следует заметить, что здание вокзала только кажется симметричным. На самом деле, центральная часть имеет форму, похожую на развёртку усечённого конуса. Одна сторона расположена параллельно железной дороге, вторая почти параллельно улице, на которой находится вокзал. На снимке со спутника это хорошо видно.
Прилагаю ещё пару снимков сверху, взятых из интернета.
Со стороны железной дороги
На станции находится памятник паровозу. В связи с чем на ум приходят сразу две пословицы: "Видит око, да зуб неймёт" и "Близок локоть, да не укусишь". Чтобы добраться к этому паровозику, надо пройти через эстакаду, чего я уже много лет не делала. Даже обычные лестницы в помещении я преодолеваю с трудом. Поэтому я решила зайти с тыла. Со стороны железнодорожных путей, которые я преодолевала год назад во время своего путешествия к морскому вокзалу (см. здесь). Пришлось сделать крюк, но я дошла.
Паровоз был установлен в 2016 году, о чём свидетельствует соответствующая надпись.
Такая же надпись выбита на гранитной плите перед памятником. Только вот длительное отсутствие дождей отрицательно сказалось на её внешнем виде. Поэтому крупный план не прилагаю.
Обратно таким же путём возвращаться было лень. Лестница была рядом. И, забыв про поговорку, что умный в гору не пойдёт, я, вцепившись в перила, полезла по ступенькам. Всё-таки вверх подниматься не так страшно, как спускаться вниз. Преодолев последнюю ступеньку, я решила оглянуться. Хорошо, что не было ветра, а то на ногах я бы не устояла. Головокружение было нешуточным.
Зато вид открывался неплохой. Даже памятник "Алёше" на сопке заметен.
Подо мной неспешно двигался поезд от вокзала к отстойнику – тупику, где стоят поезда в ожидании обратного рейса.
Отстойник рядом. Там уже отдыхает поезд №11, который очень скоро поедет в Санкт-Петербург.
По другую сторону открывался вид на здание вокзала и мою "любимую" эстакаду, которую я ненавидела даже, когда была молодая и здоровая. С багажом преодолевать эти ступеньки всегда было проблематично.
Увидев вагон-ресторан, я сразу вспомнила, как в советские времена, когда в продаже уже ничего не было, мы ходили к московским и ленинградским поездам, чтобы там отовариться. Покупали сосиски, сыр, мясо, майонез, конфеты. Таких умных было немало. Вагон-ресторан был самым желанным в составе.
Не все за время стоянки (минут 20) успевали сделать покупки. И поезд вместе с покупателями уходил в тупик. Мы с мамой старались выйти на вокзале. А сестра не раз доезжала до отстойника. Там приходилось очень высоко прыгать. Поскольку перрона уже не было.
Сейчас на смену вагонам-ресторанам приходят вагоны-бистро.
Разница в том, что в последние поступает уже готовая продукция в стерильных контейнерах. Остаётся только разогреть её и сервировать.
Небольшой фотообзор моего "путешествия" по внутренней части вокзала я покажу в следующей моей публикации.
Всех железнодорожников поздравляю с профессиональным праздником!
Спасибо за прочтение! Берегите себя и своих близких!