«В сухом остатке»
По моим прогнозам, очень скоро именно изменения в работе налоговых органов станут главной темой для обсуждения, в том числе – на каналах в сети интернет. Я этой темы касался, в ранее опубликованных статьях. Это дает мне право опубликовать эту статью в рубрике «В сухом остатке». Тем более, что новых фактов и доводов за это время накопилось тоже уже вполне достаточно для статьи.
Налоговая реформа: принципиальные перемены
Плавно и незаметно в деятельности органов налогового контроля начала применяться практика контроля расходов состоятельных граждан, проверки крупных покупок с точки зрения источников доходов и исполнения обязанностей по налоговым платежам покупателем. То есть, от контроля доходов граждан налоговики постепенно переходят к контролю их расходов, чего раньше не было. Хотя, логика в этих переменах безупречная: сколько денег получает налогоплательщик, столько должен и потратить. И если сумма официально задекларированных доходов в десятки раз меньше суммы расходов гражданина – такой налогоплательщик должен объяснить, как это он «… с таким счастьем, и на свободе».
Как не называй новую налоговую политику – суть ее очевидна
Никто не называет это налоговой реформой, хотя для всех очевидно, что это – именно реформа, которая по мнению Правительства Российской Федерации, как я предполагаю, способна резко увеличить налоговые поступления в бюджет. Каким образом?
До боли знакомый лозунг – «делиться надо»
Наступившая эпоха в работе налоговых органов – эпоха тотального контроля бенефициаров, то есть людей, являющихся настоящими хозяевами бизнеса и конечными выгодоприобретателями. А также это эпоха целевого налогового контроля доходов и расходов иных состоятельных граждан. В обоих случаях целью перемен следует считать наполнение федерального бюджета посредством более эффективного налогообложения. Этой генеральной задаче посвящено все, что происходит в экономике страны и в налоговой сфере, в частности.
Как вы думаете, уважаемые читатели, чем в России закончится попытка использования методов, при которых любой «заинтересованный гражданин» может задать себе вопросы: «Откуда у соседа такое богатство? Чем он лучше меня?» и сообщить в налоговый орган, что расходы соседа не соответствуют его официальным доходам? Далеко заведет нас такая «налоговая реформа», основанная на использовании такой мотивации соблюдения налогового законодательства. Уходит целая эпоха, когда главными действующими лицами в бизнесе были «номинальные директора», «зиц-председатели», которые «при всех режимах сидели» и бухгалтеры, с графиком работы «год через три». Наступила эпоха тотального контроля соответствия доходов и расходов состоятельных граждан, эпоха привлечения к ответственности отдельных несознательных граждан, которые сами хорошо устроились и не желают отдавать «свои кровные» в качестве налогов.
Без лишнего шума налоговые органы изменили принципы работы ФНС России и теперь контролируют не только доходы граждан, но и их расходы. И если гражданин расходует значительно больше, чем указал в налоговой декларации, налоговые органы его предупредят, напомнят, сколько денег гражданин заработал на самом деле и тогда гражданин вынужден будет заплатить 13% от доходов, про которые ему пришлось напоминать.
И ведь уклониться от такой «трогательной опеки» налоговиков не получится. Уклониться от чего-либо, находясь «под колпаком», вообще невозможно. Налоговый орган - любимое детище государства и, в частности, Правительства России (которое возглавляет бывший глава ФНС России). И знает налоговый орган о нас иногда почти столько же, сколько мы сами. В полном распоряжении ФНС РФ информация из АИС «Налог-3» (все сделки граждан свыше 100 тыс. рублей); данные «Росфинмониторинга»; информационные базы и даже оперативные учёты правоохранительных органов (частично, по запросам); данные о зарубежных счетах граждан, полученные в рамках международного обмена (последнее, разумеется, с поправками на санкции).
Налоговый закон, как предмет национальной гордости
Налоговое законодательство Российской Федерации, по мнению независимых экспертов, позволяет создать в стране уникальную систему налогообложения, с учетом мирового опыта и несомненных достижений отечественной правоприменительной практики налогового контроля. Ведомственная структура и принципы построения ФНС России уже давно стали предметом гордости соотечественников. Кабинет министров РФ укомплектован сегодня так, как не был укомплектован никогда прежде, что является следствием кадровой политики, предусматривающей отбор специалистов высокого уровня профессионализма.
Если налоговые органы работают все лучше и лучше, откуда тогда у меня скептическое отношение к нововведениям, которые я все-таки называю налоговой реформой?
Людям часто бывает плохо, когда кому-то хорошо
Все дело в том, что меня беспокоят возможные социальные последствия новых подходов к налогообложению, точнее, к контролю соблюдения налогового законодательства. Ведь и прежде при проведении выездных налоговых проверок активно использовались свидетельские показания, как достаточное основание для применения мер ответственности. Но в прежние времена это касалось лишь юридических лиц и поэтому серьезного общественного резонанса не вызывало. Выемку документов в офисе фирмы, где гражданин работает, можно пережить. Другое дело, если мероприятия налогового контроля проводятся непосредственно в отношении самого сотрудника, в его квартире, на даче, в гараже, в банках, где у него открыты счета. Можно представить, что начнется, если люди, живущие на грани нищеты, поймут, что не обязательно «перемывать кости» богатому соседу в узком кругу родственников. Что можно сообщить в налоговую службу, откуда у соседа средства на его роскошную жизнь и при этом задать самый интересный для отечественного обывателя вопрос: «С таким счастьем, и на свободе?». Ведь ненависть бедных к богатым, это не частный случай, а неизбежный атрибут социальных процессов, который был, есть и будет. Обсуждать это не имеет никакого смысла. Не получится ли так, что негативные социальные последствия будут более ощутимы, чем ожидаемый размер поступлений в бюджет? Мы уверены, что хозяева бизнеса покорно примут и будут соблюдать новые формы налогового контроля? Лично у меня такой уверенности нет.
Действительно, перемены в налоговой политике государства коснутся лишь учредителей компаний, их «теневых» владельцев и руководящего звена частного бизнеса, а также других состоятельных граждан. Но ведь меры применяются радикальные, имеющие серьезные экономические последствия и порождающие социальные процессы, которые трудно пока прогнозировать. Государство долгие годы, с завидным терпением смотрело на налоговые правонарушения, которые вообще перестали восприниматься, как противоправные деяния. Не думаю, что жесткий налоговый прессинг состоятельных граждан, попытка в рекордно короткие сроки превратить граждан страны в добросовестных налогоплательщиков приведут к нужному результату, ведь пренебрежительное отношение к налогообложению культивировалось в сознании нескольких поколений.
К таким выводам я прихожу в результате повторного рассмотрения некоторых фактов, которые уже были опубликованы, но некоторые из которых, со временем, были дополнены или изменены. Есть доводы, от которых я, как автор, вынужден был отказаться. Это нормально, когда мнение автора трансформируется: значит, он продолжает работать над темой, которая в результате может получить новое развитие.
Буду благодарен за любую вашу реакцию на мои статьи. Ваших комментариев жду с некоторым волнением, поскольку уверенности в правоте моей позиции, в этом случае, у меня нет. Так что, всех приглашаю к диалогу.
Как обычно, напоминаю о том, чтобы вы ставили «лайки» и присылали комментарии. Если нравится то, что я делаю на своем авторском канале «Узелки на память» (записки юриста)» на «Дзене», а также на странице «ВКонтакте», подумайте о том, чтобы стать моим подписчиком и соавтором. Мнение активных подписчиков для меня - главный ориентир и серьезный стимул.